Одна из самых миниатюрных, Успенская церковь поражает совершенством пропорций и изяществом декоративного убранства. Утраченные части ее сооружений: открытая галерея-гульбище, белокаменные переходы к другим слободским постройкам, — по утверждениям археологов, были столь же красивы и изящны. Таков же и южный портал храма с обрамляющей его утонченной резьбой из редких шестилепестковых цветков. Возможно, что храм достраивали в 20-е годы XVI в., когда в любимую Слободу Василий III приезжал «осеновать» (отдыхать осенью) со второй женой Еленой Глинской, подарившей ему наследника, будущего царя Ивана IV. Обширную трапезную более позднего строительства, примыкающую к древнему ядру храма, украшают роспись сводов и печь, выложенная гербовым изразцом XVII в.

В церкви хорошо сохранился обширный подклет и глубокие подвалы. На белокаменных стенах подклета обращают на себя внимание загадочные начертания — граффити. Некоторые исследователи склонны читать их как имена мастеров-строителей Александровского кремля, блестяще выполнивших заказ московских государей. Опираясь на богатый опыт прошлого и одновременно исходя из новых веяний времени, они построили в Александровской слободе резиденцию из невиданных сооружений, практически не имеющих прямых аналогий среди построек XVI в.

Сегодня в старинных подвалах Успенской церкви располагается экспозиция «Последняя тайна Ивана Грозного». Здесь, в полумраке, приятный голос аудиогида рассказывает посетителю о времени интриг и заговоров, окружавших первого российского самодержца, открывает последнюю тайну.

В подклетных помещениях церкви, органично вписываясь во внутреннее пространство, привлекают внимание интересные и самобытные экспозиции «Царская квасная» и «В купеческой лавке».

На обширной площади трапезной палаты располагается главная экспозиция музея — «Государев двор в Александровской слободе», которая образно и лаконично раскрывает историю кремля, столичный статус Слободы и пребывание в ней Ивана Грозного. Прекрасно сохранившийся домовый храм русских княгинь и цариц с белокаменным порталом — редчайший памятник русского элитарного искусства. Музейные раритеты в подлинных интерьерах — старинные книги, иконы, доспехи, посуда — усиливают восприятие далекой и загадочной эпохи. Неординарную личность первого русского самодержца и его роль в истории отечества раскрывают документы и художественные произведения мастеров разных исторических эпох.

Доступность учреждения для людей с ограниченными возможностями
Инвалиды-колясочники
19%
Нарушение зрения
21%
Нарушение слуха
33%
Ментальные нарушения
100%
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна