Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр
Популярное

Северо-Екатерининский канал

Адрес: Пермский край
Паспорт объекта
История зарождения, строительства, функционирования и закрытия Северо-Екатерининского канала полна драматизма и загадок.

История создания

Идея соединения бассейна реки Камы и Северной Двины зародилась ещё при Петре Первом, когда основатель Перми и Екатеринбурга В. Н. Татищев в 1722 г., а позднее в 1724 г. генерал де Генин изложили царю мысль о строительстве судоходного канала для переброски через него кратчайшим путём жизненно необходимых хлеба, железа и массу других грузов с Урала и Сибири до Архангельска и далее в страны Северной Европы. Но болезнь и смерть императора, череда дворцовых переворотов оставили донесение без движения.

Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины Второй. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для изысканий и составления проекта канала. Через четыре года она завершила работу и представила проект.

В 1786 г. на будущем «Екатерининском канале» приступили к земляным работам. Проходили они в трудных условиях.

Место строительства представляло собой сплошное царство лесов и непроходимых болот. Безлюдье. Зимы крайне суровые, продолжительностью от 6 до 7 месяцев. Лето короткое и дождливое. Летом местами этот край совершенно недоступен.

Разразившаяся через два года война с Турцией и Швецией заставила на 15 лет прекратить работы. Возобновили их только в 1803 г., но уже в царствование Александра Первого.
Отечественная война 1812 г. вновь заставила остановить работу до 1818 г. За это время была завершена выемка грунта, но за 6 лет вынужденного простоя канал подвергся сильным естественным разрушениям.

Наконец, в 1822 г., преодолев огромные трудности, строительство было закончено и канал открыли для плавания судов. Таким образом его строили 36 лет, израсходовав более 1 млн. рублей. Кто строил, как и какими силами пока неизвестно. Мы очень мало знаем.

Длина его составила 18 км., ширина по дну 8 метров, действовали 3 деревянных шлюза.

Первоначально, особенно в первые 6 лет, грузопоток через канал бойко развивался. Но после открытия новых водных путей, развития шоссийных и железных дорог на северо-западе страны, грузооборот через канал стал уменьшаться, в 1831 г. — заметно, а в 1833 г. резко пал и постепенно утратил значение.

Ненадлежащий уход за водной системой, отсутствие средств на ремонтные работы, разрушение гидротехнических устройств — всё это привело к тому, что в 1838 г. канал был официально упразднён, просуществовав всего 16 лет.

Вопрос о необходимости работы поднимался не раз. Через правительство его будировали в 70-е, 80-е, 90-е гг. 19 века, однако положительных результатов не было. Наконец, в 1915 г. Вологодский губернатор, осмотрев весь водный путь, отметил исключительно военное значение канала (шла первая мировая война). За возрождение канала выступили земские собрания, в том числе и Пермская губерния. И сдвиг произошёл. Изыскали денежные средства, к восстановительным работам решено было приступить в 1916 г. К сожалению события октября 1917 г. прервали начавшийся процесс. Но канал существует до сих пор. Начинается он в д. Канава и по нему можно перебраться с Вычегды на Каму.
И сегодня он поражает своим величием и красотой тех, кто оказался здесь, вызывая любовь и восхищение рукотворным творением наших предков.В те же годы возникла идея связать судоходным путём Астрахань и Архангельск. Древний путь между этими городами проходил следующим образом: суда поднимались из Волги по Каме и Южной Кельтме до реки Джурич, откуда по девятнадцатикилометровому волоку перетаскивались в Северную Кельтму, приток Вычегды, впадающей в Северную Двину.

Но в XVIII веке тоннаж судов увеличился, что сделало невозможным использование сухопутного участка. Грузы между реками пришлось возить на подводах, резко увеличилась стоимость их доставки. Поэтому было решено прорыть канал между Джуричем и Южной Кельтмой.

Новый водный путь, как и сам канал, название "Северо-Екатерининский" получили в честь Екатерины II. Строительство началось в 1785 году и велось с перерывами в течение тридцати шести лет. Много сил для его прокладки отдал талантливый инженер Карл Фёдорович Модерах, бывший в 1804-1811 годах Пермским и Вятским генерал-губернатором. Последующей страницей в его биографии стало восстановление Москвы, разрушенной наполеоновским нашествием.

Поражают воображение объёмы работ и трудозатрат: канал полностью прорыт вручную. Кроме того, необходимо было постоянно чистить реки, которые он соединял: Джурич, а также Северная и Южная Кельтма в ширину достигают не более десяти метров каждая. Чтобы сделать их судоходными, требовались титанические усилия в глухих лесах, полных гнуса.

Открытый в 1822 году водный путь задумывался как эффективный транспортный коридор доставки сибирских и южных товаров в Архангельский порт. По каналу, бывшему в то время самым протяжённым в России, прошло более шестидесяти судов, гружённых мукой, солью, другими видами продовольствия и мануфактурой. Однако уже в 1838 году он был закрыт по экономическим причинам, хотя судоходство по нему продолжалось ещё девять лет.

Канал сегодня

В настоящее время канал разрушен. Русло обмелело, берега поросли лесом и обвалились так, что в некоторых местах он похож на ров с водой шириной несколько метров. Весной, в половодье, канал используется местными жителями для сообщения на моторных лодках. Здесь много бобровых плотин: благодаря этому благородному зверю поддерживается уровень воды. Сохранились остатки рукотворных шлюзов и гидротехнических сооружений: морёные брёвна, лежащие уже двести лет в воде, свидетельствуют о высоком качестве выполненных работ.

Сегодня Северо-Екатерининский канал становится популярным объектом туризма, дающим возможность прикоснуться не только к красивой природе этих мест, но и к страницам истории нашего Отечества.
ВИДЕО
Фото
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть