Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы в Уфе

Рождество-Богородицкий храм — главный и самый большой православный собор Уфы. Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы относится к объектам историко-культурного наследия федерального значения.

История создания

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы построили в конце XIX — начале XX века на средства известного уфимского мецената Никифора Патокина. Собор возвели на одной линии с двумя другими церквями этого района — Сергиевской и Покровской.
В сентябре 1909 года преосвященный епископ Нафанаил освятил приделы храма Рождества Пресвятой Богородицы: южный придел — в честь Архистратига Михаила, северный — в честь Николая Чудотворца.
После революции в здании собора разместился госпиталь для больных и раненых, однако храм оставался действующим. Здесь служили священники-новомученики — Алексей Кулясов и Василий Лезенков.
В апреле 1934 года церковь закрыли, в храме разместили склады и самолетные мастерские. В 50-е годы храм перестроили — сняли главный купол и деревянный барабан (завершение колокольни). До 90-х годов здесь находился кинотеатр «Йондоз».
После возвращения собора Русской православной церкви начались работы по восстановлению храма: здание расширили, колокольню возвратили на прежнее место. Позднее в храме установили новые колокола и поставили мозаичные иконы, рядом с основным зданием появилась церковная лавка и часовня в честь святых мучеников.

Архитектура и интерьер храма

Изначально храм построили в «кирпичном стиле» — узорный темно-красный кирпич церковных стен стал символом возвращения к традициям зодчества допетровской Руси. Соборный храм представлял собой пятиглавое здание с трехъярусной колокольней. Одноглавую церковь венчал деревянный купол, обитый железом. Колокольня включала восемь колоколов разной величины — самый большой из них весил более 800 килограммов.
Современный вид храма отличается от первозданного. Сегодня в Уфе располагается большое здание небесно-голубого цвета с золотыми куполами. Высота собора достигает 21 метра, вместе с колокольней — 47 метров. В отделке стен и пола использовали итальянский розовый камень, а также белый и желтый мрамор из Греции и Пакистана. Мозаика насыщенного изумрудного оттенка — минералы из Италии, а образцы серо-голубых тонов — южноафриканский гранит. Все стены и потолки покрывает затейливая роспись.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна