Все началось с чемодана. С ним 8 февраля 1935 года молодая девушка, воспитатель детского сада Екатерина Петровна Пирогова пришла в детскую библиотеку. Она открыла чемодан, достала из него нехитрый реквизит — самодельных перчаточных кукол — и начала свое первое представление… Это был спектакль «Таня-революционерка» по рассказу Елены Верейской. Незадолго до этого Екатерина Петровна окончила первые всесоюзные курсы инструкторов-кукловодов в Москве под руководством Сергея Владимировича Образцова — создателя профессионального театра кукол в СССР. Могла ли Екатерина Пирогова тогда предположить, что станет основательницей Ивановского областного театра кукол, который будет вести свою историю с того самого памятного спектакля!

В военную пору недолго, но плодотворно в Ивановском театре кукол трудился известный мастер-кукольник Евгений Сергеевич Деммени. Он поделился с актерами опытом о технических возможностях кукол и приемами работы с ними. На действительно профессиональный уровень Ивановский театр кукол вышел в 1951 году, когда его главным режиссером стал Борис Капитонович Пашков. Он уделял особое внимание тщательной работе над образом, культуре сценической речи. Наряду с перчаточными куклами стали широко применять тростевые, а также снабженные внутренним механическим устройством. Пашков ратовал за поэтический театр. Самыми яркими его работами стали «Сказка о мертвой царевне», «Хрустальный башмачок» («Золушка»), «Звездный мальчик», «Ночь перед Рождеством», а также «Семкино счастье» — этот спектакль о жизни ивановских ткачей позапрошлого века Пашков поставил по собственной пьесе. Говоря о режиссерах театра, нельзя не вспомнить Музу Ивановну Кравцову. Выпускница первого набора отделения театра кукол ЛГИТМиКа, она была сильным педагогом, занималась привлечением новых актерских сил, как режиссер тяготела к постановкам для самых маленьких, часто выводя на сцену актеров «живым планом».

В 70-х театр был включен в UNIMA — международную организацию кукольников. С 1980 по 1995 годы главным режиссером Ивановского театра кукол была заслуженный деятель искусств РСФСР Елена Георгиевна Демирова. С ее именем связано открытие новых для ивановских кукольников репертуарно-художественных течений: от мюзиклов («Таинственный гиппопотам», фолк-опера «Теремок») и фольклорных постановок («Охотник до сказок») до эпоса. Елена Демирова первая рискнула поставить на сцене театра кукол спектакль по индийскому эпосу «Махабхарата» — «Царь-скиталец». Театр кукол должен постоянно удивлять маленького зрителя — таким было кредо Елены Демировой. При ней в театре впервые заработала детская студия. Спектакли, в которых играли юные актеры, — «Муха-цокотуха», «Праздник непослушания», «Отшельник и Роза» — шли на сцене театра.

Достойной продолжательницей дела Демировой стала Елена Энгельсовна Иванова, сменившая Елену Георгиевну на посту художественного руководителя в 1996 году. В репертуаре театра появились спектакли для зрителей самых разных возрастов от малышей («Ладушки-ладушки», «Сказка-загадка», «Азбука вежливости») до взрослой аудитории («Король», «Сказки братьев Гримм», «Черная курица», «Каштанка», «Играем в рыцарей», «Он, Она и Война», экспериментальный спектакль «Детский альбом» Чайковского и спектакль-концерт «Без лишних слов, или Игра во все руки»). Как режиссера-постановщика Елену Энгельсовну знают в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Оренбурга, Южно-Сахалинска, Краснодара, Ставрополя, Симферополя, Рыбинска, где с успехом идут ее постановки. В сентябре 2011 года на конференции Российского центра UNIMA Елена Иванова была избрана президентом Российского центра UNIMA, а в сентябре 2015 года вновь переизбрана на этот пост.

В 2008 году директором театра назначен Сергей Валерьевич Ригерт, внук основательницы Ивановского театра кукол Екатерины Пироговой. Сложившийся тандем, директор — художественный руководитель, позволяет театру уверенно расти и развиваться. Значительно возрос профессиональный уровень труппы: в театре трудятся 19 артистов, из них пятеро — Елена Иванова, Борис Новиков, Владимир Кузнецов, Александр Сердитов и Тамара Клевцовская — заслуженные артисты России. От более опытных коллег стараются не отставать молодые актеры, которые заняты почти во всех постановках последнего времени.

С 1995 года в Иванове проходит один из престижных фестивалей театров кукол «Муравейник», давно получивший статус международного. Специалисты-театралы высоко оценивают ивановский фестиваль. Он стал событием в культурной жизни Центральной России и известен не только в нашей стране, но и за рубежом, привлекая к себе внимание кукольников всего мира.

Есть у Ивановского театра кукол своя полушутливая эмблема: близнецы — актер и кукла — едут на колесе. Это не только символ странствий, которые выпали на долю труппы за всю ее историю, но и символ непрерывного творческого движения вперед, к новым горизонтам и свершениям.

Доступность учреждения для людей с ограниченными возможностями
Не доступно для людей с ограничением в движении
Не доступно для людей с нарушением зрения
Нарушение слуха
100%
Ментальные нарушения
100%
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна