Историко-археологический комплекс Салачик

Еще в XV веке в нынешнем предместье Бахчисарая — Салачике, близ крепости беев Яшлавских в Кирк-Ере (совр. Чуфут-Кале), был построен ханский дворец первых правителей Крымского ханства. История Бахчисарая начиналась именно здесь.

Уже в 1578 г., по словам Мартина Броневского, существовал «в конце Бахчисарая другой город, называемый Салачик с хорошими домами, здесь находились Ханский дворец с мечетями, гробницами и банями». От всего этого сохранились лишь два памятника — медресе и дюрбе (мавзолей). Оба здания построены при хане Менгли Герае (1466–1515 гг.). Название училища Зынджирлы происходит от тюркского слова «зынджир», что означает «цепь», так как под притолокой главного входа подвешена железная цепь, заставляя каждого входящего почтительно склонить голову перед святыней мусульманской науки.

Над дверью вмонтирована небольшая плита с надписью, которая содержит дату строительства медресе. Она гласит: «Это училище при помощи всеблагого Бога приказал построить Менгли Герай хан, сын Хаджи Герая хана. Да продлит Бог царствие его до скончания века. 906 (1500 г.)». Родоначальник династии Гераев — Хаджи Герай — сначала обосновался в городе Крым (ныне г. Старый Крым), затем перенес свою резиденцию в Кирк-Ер. Эвлия Челеби это место описывает так: «Пять кварталов, пять святынь находятся там. Раньше мечетей, бань и медресе было куда больше. До сих пор стоит медресе Менгли Герая хана. Надпись над входом, в которую выполнена в стиле джели, гласящая, что медресе построено Менгли-Герая ханом, сыном Хаджи-Герая хана. К медресе примыкает баня (хамам), напротив находится дворец Джучи-Герая хана. Вокруг дворца четыре башни; с западной стороны железная дверь, внутри мечеть. По дороге, ведущей во дворец, находится дворец Правосудия (справедливости).

Чуть выше Салачика, не доходя до Чуфут-Кале, — дворцы, окруженные садами Ашлама. Росписи золотом, тонкая отделка вилл, а также залов дворца; многочисленные фонтаны и бассейны — это было возведено ханами: вилла Бахадыр-Герая хана (1049 г.), вилла Мехмед-Герай хана (1052 г.) и еще одна построена в (1056 г.) имеет место здесь. В Салачике, недалеко от дворца Менгли-Герая хана, находится медресе Сахиб-Герая с 17-ю разными школами (мектебами), 9-ю теккие, 70-ю фонтанами». Из выше упомянутых Э. Челеби сооружений до наших дней сохранились дюрбе хана Хаджи Герая, Зынджирлы медресе и хамам с западной стороны медресе. Фундаменты хамама были обнаружены ещё в 2003 г. В 2007 г. через полы верхнего сооружения был заложен шурф, в результате чего вышли на слои кюльхана. На основании этих исследований было получено разрешение на снесение помещения периода ХХ века. В 2008 г. приступили к раскопкам охранной зоны медресе широкими площадями. Здание Зынджирлы медресе в плане почти квадрат (25 м x 27 м) с внутренним двориком. Двор окружала галерея, расчлененная стрельчатыми арками на десять частей, каждая из которых перекрыта небольшим куполом. Галерею, в свою очередь, с внешней стороны окружают 14 комнат для занятий. Весьма скудные иконографические, архивные и литературные источники не дают возможности с точностью определить строительную периодизацию Зынджирлы медресе. Архитекторами Республиканских специальных научно-реставрационных производственных мастерских в 1961 г. проводились исследования с целью выявления первоначальных форм медресе и его архитектурного решения.

Бахчисарайская археологическая экспедиция с ноября 2006 по январь 2010 гг. провела полномасштабные археологические исследования, предварявшие проведение реставрационно-строительных мероприятий на указанных памятниках. Внутри здания Зынджирлы медресе проведены исследования культурных слоев XIII–XIV вв., подстилающих горизонт сооружения медресе, исследованы конструкции полов XVI в. для уточнения строительной периодизации и архитектурных особенностей здания, проведены раскопки с участием специалистов-антропологов погребения периода Золотой Орды, обнаруженного в одном из помещений. Обнаруженные останки были перезахоронены на кладбище возле мечети, находящейся перед южным фасадом медресе. В охранной зоне Зынджирлы медресе по внешнему периметру здания открыты фундаменты стен на всю глубину для последующей гидроизоляции. Перед южным фасадом здания понизили грунт до уровня дневной поверхности строительства комплекса на случай нахождения в этом месте портала, обрамлявшего вход в здание, что характерно для архитектурных сооружений этого типа.

На основании изучения стратиграфии в шурфах и траншее, заложенных для исследования хозяйственного строения, расположенного в охранной зоне, с западной стороны Зынджирлы медресе, было определено приблизительное время его сооружения — середина XX в. Для развертывания дальнейших археологических и реставрационно-строительных работ это строение было снесено. В ходе исследований в охранной зоне Зынджирлы медресе перед южным фасадом памятника была обнаружена мечеть. Заложены и доведены до материка 12 шурфов под анкера временной кровли над памятником для восстановления куполов здания. Полученные в результате археологических исследований материалы (керамика — красноглиняная и художественная посуда Турции, монета Мехмеда II 1475 г., архитектурные остатки, водоводы, кладки (раскопки 2006 г.), останки захоронения времени Золотой Орды, обнаруженные еще в 2004 г.) свидетельствуют о наличии культурных напластований, датируемых XIV–XVIII вв. на всей площади памятника.

В здании Зынджирлы медресе проведены исследования во всех комнатах медресе, окружающих его дворик. Общая исследованная площадь составляет 525 кв. м на глубину от 0,5 до 3 м в разных местах памятника. Обнаружена система водоснабжения фонтана XVI в., который находился в центре дворика медресе. При исследовании конструктивных особенностей покрытия двора были раскопаны фундаменты шести колон. Купола медресе опираются на внутренние стены здания и колоны центрального дворика.

Во время раскопок обнаружено большое количество археологического материала XV–XVIII вв.: фрагменты архитектурных деталей; надмогильные плиты с надписями; строительная керамика — плинфа, черепица кровельная, фрагменты штукатурки — «хорасан», водопроводные трубы; большое количество красноглиняной керамики с зеленой поливой; коллекция керамических подсвечников красноглиняных и с зеленой поливой, чернильницы; красноглиняные расписные кувшины и блюда; значительная коллекция курительных трубок — белоглиняных, светлоглиняных, красноглиняных, сероглиняных, с серым лощением и краснолаковых; цветочные горшки; стеклянные браслеты; импортная керамика — производство керамических мастерских Изника и Кютахии, изделия из металла — гвозди, замки, засовы, дверные и оконные петли. Художественная керамика из древних центров ее производства послужила источником форм, декоративных приемов и орнаментальных мотивов поливной керамики XV–XVIII вв. на территории Крыма. Хотя формы и ассортимент поливных керамических изделий связан с керамическими изделиями из Персии, Закавказья и Турции, они во многих случаях по-своему оригинальны и не являются простым подражанием. В привнесенную форму композиционного орнамента бахчисарайские мастера вкладывали новые мотивы, создавая тем самым свои собственные оригинальные черты.

Раскопки последних лет позволяют считать, что часть поливной керамики является продукцией местного производства, изготавливалась на местном сырье и здесь же могла сбываться.

Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна