Концертный зал имени П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии

Концертный зал имени П.И. Чайковского, расположенный на Триумфальной площади ― один из крупнейших концертных залов России. Это главная концертная площадка Московской филармонии, вместимость которой 1 505 мест.
Здание, в котором расположился Концертный зал имени П.И. Чайковского, имеет уникальную историю. В начале ХХ века французский антрепренер Шарль Омон выкупил дом на углу Тверской и Б. Садовой у московских властей и заказал спроектировать театр молодому архитектору Модесту Дурнову. Талантливый художник, один из пропагандистов стиля модерн, он выстроил в 1902 году крупное четырехэтажное здание из красного кирпича с фигурными башенками на крыше и прихотливым фасадом, украшенным эффектным «кокошником» над входом. Над роскошным внутренним убранством работали итальянские и французские мастера. До революции здесь располагались театры легкого жанра ― «Буфф-миниатюр» и «Зон». После 1918 года ― Театр РСФСР.
В 1922 году здание было передано ТИМу ― Театру имени Всеволода Мейерхольда. 10 лет здесь шли знаменитые спектакли режиссера: «Мистерия-буфф» Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») и другие. В 1932 году была задумана грандиозная реконструкция помещения в свете новаторских идей В.Э. Мейерхольда. Режиссер хотел разрушить воображаемый заслон между актерами и зрителями, «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля». Идеальным сценическим решением он считал модель древнегреческого театра, где сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон, а места для публики расположены амфитеатром. Театр планировали оснастить по последнему слову техники. Предполагалась трансформируемая сцена с возможностью переноса игровых площадок в зрительный зал, раздвигающаяся крыша-купол, возможность кинофикации и направленного регулирования света и звука, организация связи помещений для актеров со сценической площадкой. Угол здания должен был венчаться «творческой башней», в которой разместились бы лаборатории для создателей спектакля — режиссеров, художников, конструкторов.
В разработке смелого конструктивистского проекта принимали участие молодые архитекторы Михаил Бархин и Сергей Вахтангов (сын театрального режиссера Е. Б. Вахтангова). Пока шло строительство, в стране развернулась борьба с «формализмом». 7 января 1938 года вышло постановление Комитета по делам искусств о ликвидации Театра имени Мейерхольда. После закрытия театра и ареста режиссера недостроенное здание было передано Московской филармонии. В 1938 году в его угловой части открылась станция метро «Маяковская», а к 1940 году архитекторами Д.М. Чечулиным и К.К. Орловым была закончена наружная и внутренняя отделка нового концертного зала, в котором от первоначального проекта Мейерхольда остались только сцена и амфитеатр зрительного зала. Само же здание было декорировано в стиле сталинского ампира.
Во вновь открытом зале был установлен старинный орган немецкой фирмы «Э.Ф. Валькер», прежде находившийся в Санкт-Петербурге в Соборе святых Петра и Павла на Невском проспекте (в 1860-е годы XIX века на нем играл П. И. Чайковский).
Открытие нового концертного зала Московской филармонии, получившего имя П.И. Чайковского, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. 12 октября 1940 года в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали Шестая симфония, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. Уже первый филармонический сезон в Концертном зале имени П.И. Чайковского принес залу всесоюзную известность. На этой сцене выступали легендарные музыканты: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Владимир Софроницкий, Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Зара Долуханова, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Галина Вишневская, Елена Образцова, Квартет имени А. П. Бородина…
В годы Великой Отечественной войны филармоническая жизнь не прекращалась. Концерты шли, несмотря на осадное положение Москвы, порой даже под звуки сирены воздушной тревоги (в подвале КЗЧ было бомбоубежище, куда спускались слушатели во время налетов фашистской авиации). Зал почти не отапливался, но артисты всегда выступали только в концертных костюмах. Очевидцам запомнились два уникальных концерта осени 1941 года: один — на крыше здания, для зенитчиков, другой — на перроне станции метро «Маяковская» после торжественного заседания, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции. За время войны здесь прошли около 1500 концертов. Мероприятия посетили более 2 миллионов зрителей.
Начиная с 50-х годов, зал становится ареной нескольких матчей на первенство мира по шахматам. Трое выдающихся советских гроссмейстеров ― Михаил Ботвинник, Валерий Смыслов и Гарри Каспаров были увенчаны на этой сцене лавровыми венками чемпионов мира.
С 1962 года на сцене филармонического зала стали проводиться прослушивания Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
В 1950 году над сценой зала было водружено лепное изображение Герба СССР — варианта с 16 ленточками (по числу союзных республик, входивших тогда в состав СССР). В наши дни публика Концертного зала имени П.И. Чайковского имеет возможность видеть старый «сталинский» герб — украшение интерьера и напоминание о прошлом.
Важным событием сезона 1958–1959 гг. стало открытие нового органа, построенного специально для зала имени П.И. Чайковского чехословацкой фирмой «Ригер-Клосс». Инициатором его последующих реконструкций в 1970 и 1977 годах стал солист Московской филармонии Гарри Гродберг.
В начале ХХI века зал стал позиционироваться как главная концертная площадка Московской филармонии. Здесь проходит около 300 концертов в год, которые посещают более 350 тысяч москвичей и гостей столицы. Значительно шире и многообразнее стала палитра концертов и фестивалей, которые проводит в зале Московская филармония. Именно зал Чайковского стал площадкой для проведения эксклюзивных циклов Московской филармонии, среди которых «Оперные шедевры», «Великие оратории», «Европейские виртуозы в Москве», «Звезды мировой оперы в Москве» и ряд других. Здесь проходили концерты фестивалей к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича (2006), к 75-летию Родиона Щедрина (2007).
В афише зала ежегодно представлены все лучшие симфонические коллективы России и их главные дирижеры, среди которых оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы» и Владимир Спиваков, оркестр «Новая Россия», ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Юрий Темирканов, АСО Московской филармонии и Юрий Симонов, ГАСО России имени Е.Ф. Светланова и Владимир Юровский, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского и Владимир Федосеев; здесь выступают лучшие солисты-инструменталисты, в числе которых Денис Мацуев, Николай Луганский, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, Виктор Третьяков, Наталия Гутман, Вадим Репин, Екатерина Мечетина, Александр Князев, Александр Рудин; сезон концертного зала богат и на чтецкие проекты, здесь проходят творческие встречи с любимыми артистами: Сергеем Никоненко и Аллой Демидовой, Евгением Князевым и Дмитрием Назаровым, Антониной Кузнецовой и Константином Райкиным…
Ежегодно в зале проводятся выступления лучших коллективов мира. Москву включали в маршруты своих гастролей Королевский оркестр Консертгебау и Марис Янсонс, Оркестр Артуро Тосканини и Лорин Маазель, Оркестр Венской филармонии и Даниэль Баренбойм, Оркестр Баварского радио и Марис Янсонс, Оркестр Люцернского фестиваля и Клаудио Аббадо, Лондонский симфонический и Валерий Гергиев, Les Arts Florissants, гастролируют выдающиеся солисты ― Патриция Чьофи, Марк-Андре Амлен, Альфред Брендль, Маурицио Поллини, Максим Венгеров, Леонидас Кавакос, Николай Цнайдер и многие другие.
В сезоне 2004–2005 гг. в зале были проведены реставрационные работы, после чего изменилась пространственная концепция зала: теперь можно легко разобрать партер и разместить на этом месте оркестр, освободив сцену для оперных постановок. Таким образом, был дан старт «оперному движению» на обновленной сцене КЗЧ.
Важным в современной истории Концертного зала имени Чайковского оказался 2008 год. В это время была значительно улучшена акустика зала (установлены специальные акустические щиты); начались работы по восстановлению исторического облика фойе. В процессе реставрации был обнаружен и восстановлен мраморный пол, сохранившийся еще с 1930-х годов, а впоследствии «спрятанный» под перекрытиями более позднего времени.
Приметами новейшего времени стало оборудование фойе электронными мониторами, на которых можно познакомиться с красочными афишами будущих мероприятий, а также увидеть прямую трансляцию с концерта.
Абонементы и билеты на все концерты в Концертный зал имени П.И. Чайковского можно приобрести в любой из касс Московской филармонии, а также купить онлайн на сайте www.meloman.ru.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна