Войти Версия для слабовидящих

Канал Москва-Волга. Шлюзы №№ 7-8

Архитектор:
Кринский, Владимир Фёдорович
Архитектурный стиль:
Советская архитектура
Годы строительства:
1937 - 1937

Канал Москва-Волга. Шлюзы №№ 7-8

Для улучшения городского хозяйства и водоснабжения столицы были приняты меры по обводнению Москвы-реки и реки Яузы волжской водой. В 1933-1938 гг. развернулось строительство сложного гидротехнического сооружения – канала Москва-Волга (ныне канал имени Москвы) длиной 128 км. Благодаря этому каналу было обеспечено необходимое бесперебойное водоснабжение города, а глубоководный путь, соединивший Москву с Волгой, позволил превратить столицу в крупнейший «порт пяти морей».

К новым градостроительным особенностям Москвы, явившимся следствием обводнительных мероприятий, относятся сооружения гидроузлов: шлюзы, насосные и гидростанции, распределительные устройства, которые получили ансамблевое решение, увязанное с ландшафтом и простором водной глади. При их оформлении архитекторы обращались к наследию классического зодчества, чтобы создать образ легкого и стройного, но в тоже время монументального сооружения в соответствии с его назначением.

Для курсирования судоходных кораблей на канале было возведено 11 шлюзов. Два самых больших двухкамерных шлюза Канала (№№7 и 8, архитектор В.Ф. Кринский), находящихся в черте Москвы, соединяют Москву-реку и Химкинское водохранилище. Они расположены на южном склоне канала один над другим и нивелируют перепад высот водных артерий в 36 метров. Двенадцать высоких прямоугольных башен, фланкирующих створки шлюзов, образуют аллею, украшающую водную магистраль. Они имеют строгие очертания, подчеркнутые пилястрами большого ордера, которые увенчаны архитравом и карнизом. По сторонам у портиков, завершающих башни, расположены декоративные элементы в виде чугунных якорей с цепями. Шлюз № 7 украшен скульптурами и рельефами, изображающими строителей канала. Тема декора шлюза № 8 – авиация – определена близким расположением к аэродрому Тушино. В облицовке башен использовались ценные породы камня – розового и серого гранита, черного полированного лабрадора, зеленого диорита и белого мрамора.

Над шлюзом № 8 перекинут изящный арочный железнодорожный мост, который имел рекордный для того времени пролет 130 м. (архитектор А. Бачелис). Под каналом проходит автомобильный тоннель Волоколамского шоссе. Между шлюзами находится трехкилометровый соединительный канал, на берегу которого построены жилые дома для сотрудников канала Москва-Волга.

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть