Войти Версия для слабовидящих

Дворцовый собор Рождества Богородицы

Архитектурный стиль:
Архитектура времен князя Владимира и князя Ярослава Мудрого
Годы строительства:
1158 - 1165

Дворцовый собор Рождества Богородицы

В период правления князя Андрея Боголюбского в окрестностях Владимира был создан загородный дворцовый комплекс, в который входили княжеский дворец, домовый храм, центрическое сооружение на площади перед западным фасадом собора и другие сооружения. Строительство этого ансамбля было завершено к 1165 году.

До нашего времени сохранились северная лестничная башня, переход, соединявший ее с княжескими хорами собора Рождества Богородицы, находившимися по традиции в западном пространстве храма. Во время археологических раскопок были обнаружены фрагменты древнего собора – нижние части стен, перспективных порталов, круглые основания столбов, фрагменты резного скульптурного декора фасадов и фрагменты резных капителей с растительным оформлением.

Собор Рождества Богородицы представлял собой белокаменный четырехстолпный крестовокупольный одноглавый храм, имевший, видимо, как и другие памятники владимиро-суздальской школы позакомарное завершение. Фасады храма, несомненно, имели богатый декор, характер которого следовал, в целом, фасадным украшениям Успенского собора во Владимире. Сохранившиеся фрагменты фасадной скульптуры – маски львов были использованы для украшения храма XVII века, возведенного над древним основанием собора XII века. По сторонам от западного фасада четверика отходили переходы, соединявшиеся с лестничными башнями.

Северная лестничная башня, дошедшая до нашего времени, имеет в интерьере винтовую лестницу. Ее фасады украшены двумя ярусами аркатурно-колончатого фриза. Углы башни декорированы колонками с растительными капителями, что повторяет оформление углов четверика Рождественского собора.

Лестничная башня Боголюбовского архитектурного ансамбля свидетельствует о том, что мастера Андрея Боголюбского украшали все фасады построек, даже если знали, что некоторые части сооружения будут закрыты другими зданиями. Северный ее фасад с дверным проемом, который ранее вел на переход, соединявший собор с дворцовыми покоями, также украшен аркатурно-колончатым фризом, как и западный и восточный ее фасады, открытые для обозрения.

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть