Войти Версия для слабовидящих

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьевом-Боровском монастыре в Боровске Калужской обл. (Богородицерождественский собор)

Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1
Паспорт объекта
Дата основания - 1448 г. Дата постройки последнего здания - 1584-1589 гг. Архитектор - 2005-2007 гг. Я. В. Рылло - интерьеры, внутреннее убранство (росписи). Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный трёхапсидный храм с особым одноглавым северным приделом.


Характерный образец московского соборного зодчества рубежа XVI-XVII вв. Построен в 1584-1589 гг. попечением царя Феодора Иоанновича на месте белокаменного храма постройки 1467 г.


Позже перестраивался, в кон. XVIII в. устроена четырёхскатная кровля, изменена форма куполов, в 1837 г. с запада пристроена трапезная. С севера придел вмч. Ирины, в южной апсиде придел Феодора Стратилата, в трапезной придел прп. Пафнутия (1997).


Закрыт в 1923 году. В 1954 году обрушился центральный купол, в 1960-х отреставрирован в формах XVI в.


С 1990-х вновь действует, освящен полным чином в 2005.


В храме хранятся мощи прп. Пафнутия Боровского (1394-1477, канонизирован в 1547 г.. Целы и частично отреставрированы росписи, выполненные в 1644 г.


История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители.


В 1448 году в монастыре, основанном Пафнутием близ Боровска, построена и освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная церковь. В 1467 году освящена новая белокаменная церковь, названная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1476 году иконописцы Митрофан и Дионисий с сыновьями расписали белокаменную церковь фресками. В 1584-1586 годы белокаменная церковь Рождества Богородицы разбирается с целью ее увеличения до собора . По повелению царя Федора Ивановича и на его средства начинается строительство нового кирпичного собора вместо старой белокаменной церкви.


Собор был освящен в 1589 году и стал именоваться Собором Рождества Пресвятой Богородицы. Шлемовидное оформление пяти куполов собора придавало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, затем вместо нее был установлен иконостас. В 1644 году собор Рождества Богородицы расписывается фресками.


В 1919 году специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественную и историческую ценность. Составляется опись монастырского имущества. В 1955 году начинаются научно-исследовательские и проектные работы по реставрации Собора и монастырских зданий. В ходе реставрационных работ были спасены от неминуемого разрушения здания, относящиеся к XVI-XVIII векам, сохранены фрески XVI-XVII веков, а также обнаружены и переданы в государственные музеи блоки от первого белокаменного собора в честь Рождества Богородицы с сохранившимися фрагментами росписи, выполненные живописцем Дионисием в XV веке.


В 1990 году Исполкомом Калужского облсовета принимается решение о передаче Пафнутьев-Боровского монастыря Калужской епархии. В 1997-98 годах в трапезной части собора Рождества Богородицы оборудован и освящен придел в честь преподобного Пафнутия.


Собор Рождества Богородицы имеет росписи основного объема (своды, арки), северной, западной и южной стен, есть также росписи во всех пяти барабанах. В прошлом снаружи на стенах собора в отдельных местах была тоже роспись, но к середине XIX века эта роспись сохранилась только над южным и северным порталами под укрытием железных зонтов. Над южными дверями были написаны образы святителей Пётра и Алексия, митрополитов Московских; выше их – образ Рождества Пресвятой Богородицы, по сторонам – святых Антония и Феодосия Печерского; а над северными – образ преподобного Пафнутия. В настоящее время лишь чуть видны следы этих изображений.


Внутри собор расписан иконным письмом византийского стиля. Нижнюю часть северной и южной стен церкви Рождества Богородицы занимает цикл жития преп. Пафнутия Боровского. В разные времена фресковая роспись дважды была записана маслом, только в приделе Федора Стратилата сохранились некоторые незаписанные сюжеты. Лишь в XX веке, после возвращения монастыря Церкви, реставраторам удалось восстановить фрески во всей их былой красоте. Последняя реставрация фресок была завершена в 2009 году.

Фото
Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Прямая трансляция 23 февраля в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Памяти артистов Ансамбля имени А.В.Александрова

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть