Войти Версия для слабовидящих

Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге

Адрес: Приморский просп., 91
Паспорт объекта
Дацан Гунзэчойнэй — самый северный в мире буддийский храм. Представитель далай-ламы в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге в 1900 году. Деньги на его возведение были пожертвованы далай-ламой XIII, Агваном Доржиевым, а также собраны буддистами Российской империи.

Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нем, покинули Петроград. В 1919 году храм подвергся разграблению, уничтожена храмовая библиотека, бесследно исчезли собранные Агваном Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет.


В 1924 году храм вновь начал функционировать до 1935 года; когда храм был закрыт, начались преследования буддийского духовенства. Весной 1935 года органы НКВД арестовали первую группу лам. В 1937 году чекисты устраивают ночной разгром ленинградского дацана, арестовывая всех оставшихся монахов и лиц, живших при храме (среди них — бурятские просветители, русские ученые-востоковеды) и верующих. По решению «тройки» захваченных расстреляли, среди них и известного монголиста Барадийна. 13 ноября в Бурятии арестован 85-летний Агван Доржиев, а 29 января 1938 года Доржиев после единственного допроса умирает в тюремной больнице Верхнеудинска (ныне г. Улан-Удэ).

Дацан передан во владение физкультурников. В мае-июне 1939 года о нем упоминает в своей повести «Старуха» Даниил Хармс (персонаж произведения едет в пригородном поезде с Финляндского вокзала на станцию «Лисий Нос» и делится наблюдениями из окна: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка буддийской пагоды, а вон показалось море»).

Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов, использовалась как «глушилка». С 1960-х годов в нем находились лаборатории Зоологического института. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан буддистам. В 1991 года храм получил свое нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой тибетского имени данного ему при освящении. Новым ширетуем дацана был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев.

Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды («мандорла») украшали изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.

Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, буддийские традиции.
Фото
Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Леон Бакст — художник, декоратор, дизайнер

Сценограф Русских сезонов Дягилева в Париже

Звезда «Карнавала» Ирина Муравьева

Актриса, покорившая мир

Мастер жанровой живописи Владимир Маковский

Картины ректора Императорской Академии художеств

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть