Войти Версия для слабовидящих

Болванский Нос в Ненецком автономном округе

Адрес: южная часть острова Вайгач, южная оконечность мыса Дьяконова на берегу пролива Югорский Шар, отделяющего остров от материка
Паспорт объекта
Самоедские языческие святилища с идолами на острове Вайгач на берегу пролива Югорский Шар упоминаются иностранными мореплавателями, начиная с 1556 г., а позднее описываются различными русскими авторами.

Сакральный статус острова нашел отражение в его ненецком названии – «Хэбидя Я», что в переводе означает «священная земля». Археологическое изучение культового комплекса проводилось экспедицией Ленинградского отделения института археологии АН СССР под руководством Л.П. Хлобыстина в 1984–1987 гг. (Хлобыстин Л.П. Святилища острова Вайгач // Древности славян и финно-угров. – СПб, 1992). Была вскрыта почти вся площадь святилища Болванский Нос I, проведена шурфовка и сбор подъемного материала на жертвенном месте Болванский Нос II, расположенном в 370 м к северо-северо-востоку.


С 1986 г. культовый комплекс неоднократно посещался и обследовался сотрудниками Морской арктической комплексной экспедицией Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, в результате чего собрана большая коллекция находок, а в 2000 г. в 40 м от святилища Болванский Нос II было открыто еще одно культовое место, получившее обозначение Болванский Нос III (Барышев И.Б. Языческие святилища острова Вайгач. – М.: Институт Наследия, 2011. – 320 с.). Раскопки Л.П. Хлобыстина показали, что культурный слой святилищ Болванский Нос I содержал большое количество костей северного оленя, морских животных, белого медведя, птиц, реже – рыб, а в нижних горизонтах – многочисленные изделия из бронзы и серебра X-XIII в.: шумящие подвески, бубенчики, бляшки, изображения животных и птиц, фрагменты браслетов и других украшений. Помимо этого, найдены фрагменты медных котлов, изделия из кости и рога, а также железные топоры, наконечники стрел и копий, фрагмент кольчуги. Многие находки относятся к позднему средневековью и новому времени.

Аналогичная ситуация прослежена в ходе шурфовки и сборов на Болванском Носу II, где помимо бронзовых украшений и подвесок XII–XIII вв. найдены поздние предметы, датирующиеся вплоть до XIX–XX вв. Подъемный материал и находки из шурфа на святилище Болванский Нос III указывают на его существование в начале II тыс. По обнаруженным материалам Л.П. Хлобыстин выделил две стадии существования святилищ Болванский Нос I и II. На ранней – в X–XIII вв. – они посещалось летописной югрой, которую многие исследователи считают легендарным народом сиртя из ненецких сказаний. Затем следует хронологическая лакуна примерно в 200–300 лет, во время которой не зафиксировано материальных свидетельств культовых действий.

Поздний этап функционирования святилищ – XVI–XX вв. – связан с ненцами. Особенностью святилища Болванский Нос III является то, что оно, по-видимому, существовал только на раннем этапе. Сообщалось, что в последнее время ненцы возобновили совершение ритуальных действий и жертвоприношений на святилищах Болванского Носа. Результаты проведенных исследований позволяют объединить все три жертвенных места в единый археолого-этнографический культовый комплекс.

Фото
Прямая трансляция 24 февраля, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Оркестр Московской филармонии, Юрий Симонов, Александр Романовский

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть