Войти Версия для слабовидящих

Городище Чудская Гора в Омской обл.

Адрес: Омская область, Знаменский район, 1,5 км северо-восточнее деревни Богочаново, на 12-ти метровом останце левого материкового берега Иртыша, возвышающемся над старичным озером Ныр.
Паспорт объекта
Святилище эпохи поздней бронзы в южно-таежном Прииртышье, занимавшее часть одноименного городища, которое является одним из опорных памятников сузгунской археологической культуры (XII–VIII вв. до н.э.). Выразительное название останца «Чудская Гора» свидетельствует о том, что местное русское население издавна связывало хорошо заметные остатки расположенного на нем древнего поселения не с сибирскими татарами, действительно жившими на площадке памятника в XIV–XVI вв., а именно с чудью, как на Руси называли финно-угорские народы. В Среднем Прииртышье к ним относились южные ханты, а в более ранний период – предки венгров, мигрировавшие на запад в эпоху Великого переселения.


Первые исследования на городище Чудская Гора проводились сотрудниками Института археологии АН СССР: М.Ф. Косаревым в 1974 г. и Т.М. Потемкиной в 1976 и 1977 гг. Всего ими было вскрыто 640 кв. м. Объем и выразительность материалов памятника, включавших около 20 тыс. фрагментов керамики и 130 целых сосудов, сделали его ключевым для характеристики заключительного этапа бронзового века южно-таежного Прииртышья (Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И. Лесное Тоболо-Иртышье в конце эпохи бронзы (по материалам Чудской Горы). – Москва: ПАИМС, 1995. – 207 с.).


На исследованной площади были прослежены остатки различных объектов, в том числе жилых и хозяйственных. Вместе с тем, некоторые из выявленных сооружений трудно считать бытовыми: они были настолько загромождены целыми и раздавленными сосудами, забиты скоплениями костей, в которых попадались и человеческие, что находиться в них было крайне тесно и неудобно. Вдобавок, в ряде случаев непонятным оставалось явно избыточное количество очагов, не соответствующее незначительной площади построек. В одном помещении была обнаружена бронзовая фигурка-идол. Подобное мощное скопление целых и раздавленных керамических сосудов аналогичного типа ранее было исследовано на жертвенном месте Сузгун II под Тобольском, по названию которого культура населения Среднего Прииртышья конца II – начала I тыс. до н.э. именуется сузгунской (Мошинская В.И. Сузгун II – памятник эпохи бронзы лесной полосы Западной Сибири // Материалы и исследования по археологии СССР. № 58. М. 1957. – С. 114-135).


Если учесть, что изготовление сузгунского глиняного сосуда и его декорирование сопоставимы по трудоемкости, то орнамент, не имевший утилитарного значения, всецело оказывается в сфере сакрального (Балакин Ю.В. О методах реконструкции традиционного мировоззрения по археологическим данным // Традиционное сознание: проблемы реконструкции. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004. – 368 с. (Серия «Монографии»; вып. 9. – С. 43-45). Эпоха поздней бронзы и переходное время к раннему железному веку – XI–IX вв. до н.э.

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть