Войти Версия для слабовидящих

Марийские священные рощи в Республике Марий Эл

Адрес: Республика Марий Эл, Горномарийский район
Паспорт объекта
Марийские священные рощи находятся в Республике Марий Эл, Горномарийском районе. Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь.


Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность народа к миру вышнему. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняют важную роль связующего звена между земными и небесными мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом. Все-таки в Марий Эл достояние Республики - это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев - в этих рощах все еще молятся древним богам. Веру марийцев часто называют «язычество», но сами марийцы этот термин не любят: «Язычник - он в лесу на березу молится, а у нас свои боги!». Назвать марийца язычником - это сильное оскорбление. Сейчас используется термин Марийская Традиционная Религия, Вера Предков.

Сами марийцы делятся на двоеверов (исповедуют и православие, и МТР) и чимари (ортодоксальные верующие). Храм марийцев - Священная роща. Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соединить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (не ритуальные), справлять нужду. Запрещено здесь пьянство, и мусор, в рощах действительно чисто.

Сердце Священной рощи - онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами. Место молебна марийцы не разглашают, и только время всегда известно заранее - на определенной фазе Луны. Раньше можно было входить в кюсото и выходить из него только через одни ворота, но сейчас это не соблюдается. Первый этап молебна - жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, а на туня-кумалтыш - одного жеребца.

В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь - дым и пар, который уходит к небесам. Всего в роще молились 5-ти богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург. У северной опушки рощи располагался жертвенник Курык-Кугыза - «Горного Старика». Вокруг хвойные деревья, и само онапу тут ель - Курык-Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных. Жертвенный хлеб и полотенца - третья форма жертвоприношения.

Жертвенник Курык-Кугыза - ближайший к опушке. С западной стороны рощи располагался жертвенник Мер-Юмо - бога-покровителя марийцев, посредника между людьми и Кугу-Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын-Ава и Мланде-Ава. А «Ава» - значит, богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т.д. Жертвенный хлеб просто лежит весь молебен у алтаря, а за молебном следует трапеза, этот хлеб съедают. Свечи зажигают во время молебна. Полагается самому слепить свечу из воска, и запрещается пользоваться церковными свечами. Жертвенные полотенца. Человек должен вышить сам и принести, полотенца просто висят у жертвенника. Потом их возвращают владельцам. Четвертая форма жертвоприношения: в роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей. Он читает молитву на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги.

Фото
Первый бал Наташи Ростовой

Вспоминаем звездную роль Людмилы Савельевой

Мастер русской исторической картины

Виртуальная галерея работ Василия Сурикова

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть