Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр
Популярное

Площадь трех вокзалов

Город: Москва
Адрес: Комсомольская площадь
Паспорт объекта
Комсомольская площадь (до 1932 года Каланчевская) – одна из самых удивительных площадей столицы, именно на ней расположены сразу три вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Кроме того, в непосредственной близости от площади находится большой транспортный узел – железнодорожная станция Каланчевская. Собственно своим возникновением площадь обязана активному железнодорожному строительству в середине XIX века.

Ленинградский вокзал

А в XVIII веке это место называлось Каланчевским полем. Поле было обширным – от Земляного вала и до Красного пруда. На южной окраине его стояло болото, откуда вытекал ручей, а на северо-западном краю, ближе к Спасской улице, возвышалась высокая каланча над деревянным зданием царского путевого дворца Алексея Михайловича, который так и назывался – Каланчевский. Вслед за ним и поле стали называть Каланчевским, а потом и площадь получила то же название.

После постройки в XVIII веке Камер-Коллежского вала эта территория вошла в состав Москвы. По южному краю поля проходила дорога от Мясницкой, мимо Красного пруда, к селу Стромынь и во Владимирскую землю, а в северной части поля находился Артиллерийский полевой двор, где хранились орудия и проходили учения артиллеристов. Улица, бывшая частью прежней дороги, ближайшая к Земляному валу, так же как и площадь, получила название Каланчевской. Она образовалась, когда в конце XVIII века перевели с Чистых прудов лесной ряд и построили лавки для торговли стройматериалом. Лесной ряд начал исчезать лишь с появлением Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала, и улицу начали застраивать жилыми домами.

Архитектурная застройка просторной Каланчевской площади тесно связана со строительством вокзала для железной дороги, которая в 40–50-х годах XIX века должна была соединить Петербург и Москву. Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва был подписан Николаем I в феврале 1842 года. Петербуржско-Московская железная дорога была самой длинной в мире двухпутной дорогой.

Проект строительства обоих вокзалов и в Москве, и в Петербурге был поручен придворному архитектору и любимцу императора Николая I Константину Тону, создателю русско-византийского стиля. Тон в то время вел активное строительство в Кремле – Кремлевский дворец, воссоздание колокольни Ивана Великого, Оружейная палата. Он также был автором проекта храма Христа Спасителя. Строить два практически одинаковых вокзала в Москве и Петербурге ему помогал архитектор Рудольф Желязевич.

В Москве Тон разработал архитектурный план Каланчевской площади, согласно которому на ее северной границе планировалось строительство вокзала, с башней с часами и богатым декором, а по бокам должны были расположиться еще два здания с более скромной отделкой – таможня и жилой дом, который так и не построили. Строительство здания вокзала было окончено в 1849 году, а дорогу, которая обошлась бюджету в 67 млн рублей, открыли 16 августа 1851 года. В этот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцев Семеновского и Преображенского полков проехал от Петербурга до Москвы.

С 1855 года, после смерти императора, и железная дорога, и вокзал стали называться Николаевскими в его честь. Дорогу переименовали в 1923 году, она стала называться Октябрьской, а вскоре переименовали вокзал, уже в Ленинградский.

Когда Россия вступила в период индустриализации, которой способствовало масштабное строительство железных дорог, везде появлялись вокзалы, и рядом с Николаевским вокзалом вскоре появилось еще два.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал, или, как его тогда называли, вокзал Троицкой железной дороги, ибо путь протянули сначала только до Сергиева Посада, где находилась Троице-Сергиева лавра, был построен рядом с Николаевским примерно десять лет спустя. Первоначально вокзал предполагалось выстроить на 1-й Мещанской, на месте университетского Ботанического сада. Но университет не согласился отдать это место, и тогда решили сосредоточить все вокзалы на Каланчевском поле. Московский митрополит Филарет 18 августа 1862 года совершил молебен и освятил вокзал, здание которого было поначалу неприметным.

Позднее дорога достигла Архангельска и соединила Москву с огромными территориями Русского Севера, и вокзал, вернее его фасад, в 1902 году полностью перестроили. Автором этого, весьма необычного здания был Федор Шехтель, который делал проект для тогдашнего владельца дороги – Саввы Мамонтова, но строил уже для государства (Мамонтов к тому моменту разорился). И если Николаевский вокзал – это однофасадное здание и обход его по периметру не дает новых впечатлений, то Ярославский – это уже всефасадность, многообразие, которое принесла эпоха модерна. Автором проекта вокзала, в котором считывается силуэт русского храма, главный акцент был сделан на входе, напоминающем открытые крепостные ворота в нижнем ярусе могучей башни. На здании вокзала помещены лепные гербы Москвы, Ярославля и Архангельска.

Казанский вокзал

И, наконец, последним на Каланчевской площади выстроили вокзал Рязанской дороги, первый участок которой – до Коломны – открыли 20 июля 1862 года. Вокзал так и назвали – Рязанский. Длинное одноэтажное здание с центром, выделенным башенкой, построил архитектор А.П. Попов, но со временем вокзал оказался тесным. В 1864 году деревянный вокзал заменили каменным, построенным по проекту архитектора М.Ю. Левестама. Здание было не очень большим, дебаркадер и платформы с путями имели общую крышу с вокзалом. Над входом высилась башенка с часами. Новое здание было не очень функциональным, и до нашего времени от этой постройки сохранилось лишь ажурное здание веерного депо, построенное в итальянском стиле.

В 1893–1894 годах, когда железнодорожные пути продлили до Казани, железную дорогу переименовали в Московско-Казанскую, а вокзал, соответственно, стал Казанским. В связи с продлением дороги пассажирский поток значительно возрос, и встал вопрос о строительстве нового здания вокзала. В правление железной дороги поступило несколько проектов, но все они имели недостатки и были отвергнуты.

В итоге в 1914 году стали строить новый вокзал по проекту архитектора Алексея Щусева, с 1901 года занимавшего должность главного архитектора Святейшего Синода. Новый комплекс Казанского вокзала он строил в романтическом стиле русской версии модерна, в котором работал и ранее, при создании храмов. Центральный вход вокзала архитектор решил увенчать стилизацией казанской башни княжны Сююмбике высотой 73 метра, а еще одну, промежуточную башню украсить оригинальными часами со знаками зодиака. Циферблат этих часов расписывал сам Щусев. Архитектор внимательно исследовал многие русские постройки XVII века, заимствуя и творчески перерабатывая их детали, например, мотивы декоративной обработки портала большого арочного проема башни вокзала со входом в вестибюль заимствованы у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки – у собора в Астрахани.

Завершить строительство планировалось в 1916 году, однако Первая мировая война и революции 1917 года самым печальным образом сказались на финансировании проекта. Щусев, однако, не бросил свое детище и продолжал руководить строительством вокзала и его отделкой в течение почти 30 лет. Отделку вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Евгений Лансере. Архитектор покинул стройку лишь в 1940 году, так и не реализовав ряд своих идей. Перед войной вокзальное здание решили сделать роскошным и поэтому облицевали его ценным уральским мрамором «уфалей», не гармонирующим с внешним обликом всего сооружения.

С левой стороны к вокзалу примыкает массивный полукруг здания, которого не было в оригинальном проекте. Это клуб рабочих Казанской железной дороги (КОР), также спроектированный Щусевым и выстроенный к 10-й годовщине Октябрьской революции. Именно здесь находился стул мадам Петуховой, тот самый, где и были запрятаны бриллианты, из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

На самом деле на Каланчевской площади было не три вокзала – Николаевский, Ярославский, Казанский, а четыре. В 1896 году, вскоре после открытия царской ветки, по которой царские поезда передавали с Николаевской дороги на Смоленский (Белорусский) вокзал, ближайший к Петровскому дворцу, был построен Царский павильон. Теперь это станция Каланчевская на ветке железной дороги, проходящей над площадью по эстакаде. Она соединяет Комсомольскую площадь с другими тремя московскими вокзалами: Белорусским, Курским и Рижским.

Площадь трех вокзалов

В советское время площадь решили соединить с центром города линией метро.

Было построено две станции: радиальная в 1935 году по проекту архитектора Дмитрия Чечулина и кольцевая в 1952-м по проекту Щусева, который в ее оформлении вернулся к теме Казанского вокзала. В 1949–1954 годах на площади было возведено высотное здание гостиницы «Ленинградская». Возле здания Ярославского вокзала находится памятник В.И. Ленину, открытый в 1967 году. В районе площади, недалеко от Ленинградского вокзала, есть еще один, менее известный памятник Ленину. Это серебряная скульптура вождя пролетариата, которая стоит на железнодорожных колесах, – один из первых памятников Ленину. Он был воздвигнут рабочими паровозных и вагонных мастерских пятого участка тяги Октябрьской железной дороги 5 ноября 1925 года. Еще один памятник Ильичу в 1975 году был поставлен внутри Ленинградского вокзала.

В 1983 году на Комсомольской площади появилось здание универмага «Московский», ставшего одним из самых крупных магазинов Москвы. В 2000-х годах Комсомольская площадь была реконструирована. В 2003 году на ней был установлен памятник министру путей сообщения России и одному из создателей проекта Николаевской железной дороги П.П. Мельникову. А 1 августа 2013 года перед Казанским вокзалом открыли памятник создателям российских железных дорог работы народного художника России Салавата Щербакова.
ВИДЕО
Фото
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть