Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр
Популярное

Усадьба Кусково

Город: Москва
Адрес: ул. Юности, дом 2
Паспорт объекта
Старинная дворянская усадьба Кусково – бывшее имение графов Шереметевых – великолепный образец садово-парковой архитектуры XVIII века. А датированный началом 1770-х годов дворец – один из самых старых, если не старейший деревянный дом Москвы. С 1919 года здесь открыт Государственный музей-усадьба «Кусково». Усадьба графов Шереметевых дошла до наших дней практически в первозданном виде.

История имения

Первые документальные упоминания о Кускове датируются началом XVI века, когда В.А. Шереметев выменял земли у А.А. Пушкина. С тех пор почти 300 лет усадьбой владел род Шереметевых, и если она и продавалась, так только внутри семьи. Так, сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 году купил Кусково у брата.

При его сыне, графе Петре Борисовиче, унаследовавшем усадьбу в 1719 году, Кусково приобрело европейскую известность. Во многом этому способствовал его выгодный брак.

Дело в том, что Шереметевы владели всего лишь небольшим участком, а все остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака в 1743 году графа Петра Борисовича с единственной дочерью князя Варварой, которая состояла камер-фрейлиной высочайшего двора и считалась самой богатой невестой в России, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель. Кстати, сначала Варвара Алексеевна была сосватана за известного сатирика князя Антиоха Кантемира, который от женитьбы отказался, посчитав, что брак помешает его литературным и научным занятиям. Петр Шереметев, уйдя в отставку с придворной службы, был рад заняться благоустройством имения. Он лично руководил строительными работами во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов. Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750–1770 годах.

Деревянный дворец, выстроенный под руководством известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма, предназначался для торжественного приема гостей в летнее время. Дворец был двухэтажным и состоял из парадного этажа и антресоли, на высоком каменном цоколе. К парадному входу дворца ведет белокаменная лестница и пологие пандусы – спуски для въезда карет.

Структура усадьбы

Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1737 году в стиле «аннинского барокко», а колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с дворцом и кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.

Вскоре слава о блестящей «летней загородной увеселительной резиденции» семьи Шереметевых разошлась по всей России и даже Европе. Главное назначение Кускова в то время было развлекать и удивлять многочисленных гостей. В 1770–1780-е годы Кусково посещало до 30 тысяч человек за прием, в том числе и венценосных особ: императрица Екатерина II побывала здесь в 1774 году, гостил в Кускове и император Священной Римской империи Иосиф II и многие другие.

В программу праздников включались фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, оркестры, морские парады, игры и карусели и, конечно же, балы и театральные постановки.

Идее увеселения, праздника и была подчинена вся структура усадьбы, где были и аллея игр, карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи» и библиотека. Был здесь «Диоген», врытый в землю, – сидел он в дубовом чану со снимающейся крышкой; философ был сделан из алебастра и расписан под цвет натурального тела, он имел при себе муравленый кувшин и шнуровую книгу в кожаном переплете.

В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморными скульптурами и сложной системой прудов, каналов и мостов были разбросаны многочисленные павильоны, многие из которых дошли до наших дней. «Пруды Кускова были полны дорогих рыб; рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по 2000 карасей, а однажды из пруда была вынута раковина с жемчугом; в старину на пруде было несколько рыбачьих хижин, стояли яхты с шлюпками и лодками, был остров с руинами, были матросы в шкиперских кафтанах кофейного и вишневого цвета с белыми пуговицами», – писал исследователь старой Москвы Михаил Пыляев.

В западной и восточной частях усадьбы были построены Голландский и Итальянский павильоны, которые дошли до наших дней в наибольшей сохранности. Самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы Кусково – Голландский домик, выстроенный в 1749 году в память об эпохе Петра I, – первым встречал гостей, въезжавших в усадьбу через подъемный мост. Этот дом был весь выложен внутри изразцами или плитками самого разнообразного рисунка, с мраморным полом, украшен по стенам множеством картин с голландскими видами фламандской школы, изображавшими домашний быт. Итальянский домик служил дворцом для «малых приемов» и одновременно местом хранения редких произведений искусства. В восточной части кусковского парка на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот.

Это барочное здание с каменной вазой на куполе и колоннами построил в 1756–1761 годах крепостной архитектор Шереметевых – Федор Аргунов. В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века, и, без сомнения, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений усадьбы.

В юго-западной части парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника), использовавшийся для приема гостей, которые могли уединяться на втором этаже без прислуги (туда можно было попасть только при помощи лифта). Павильон был построен в 1765–1767 годах под «смотрением» Карла Бланка. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа. Но музей провел огромную реставрационную работу (были восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница), и Эрмитаж открылся для посетителей в 2013 году.

Кроме того, в Кускове были построены две оранжереи, без которых не обходилась в то время практически ни одна усадьба. Американская оранжерея построена в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. В 1763 году по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова была создана Большая каменная оранжерея, которая стала самым большим павильоном дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо выращивания фруктов и цветов она использовалась и для приема гостей. Внутри павильона был устроен «воксал», небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов.

Театры Кусково

В Кускове помимо постоянного театра (Нового на 150 мест) существовала еще «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80–100 мест. «Такой «воздушный театр» был еще в Нескучном, селе Д.В. Голицына. Роща возле театра была некогда превосходным английским садом, и в этой роще стоял летний дом графа Петра Борисовича, где он постоянно жил в «неприемные» дни. Дом этот назывался «домом уединения», – пишет исследователь старой Москвы Михаил Пыляев. Здесь граф принимал только близких друзей.

Созданный в 1760-е годы «воздушный театр» давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.

«Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище», – писал неизвестный участник одного из кусковских праздников.

Крепостной театр был всегда важен для жизни усадьбы, а при Николае Петровиче Шереметеве и вовсе затмил остальные крепостные театры империи: собственный театральный оркестр, богатые декорации, костюмы от лучших портных. Пыляев приводит следующие данные: в 1811 году, по сделанной в театре описи, «театрального платья» парчового, шелкового и т. д. было сундуков семнадцать, а разных уборов, перьев, обуви и т. п. – 76 сундуков.

Своих актеров граф отправлял учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, стихосложению. Но знаменитым на всю Россию фаворита Павла I, обер-гофмаршала высочайшего двора Николая Шереметева, сделал не его театр или государственная служба, а тот факт, что он официально женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Не надо забывать, что просвещенное российское дворянство прекрасно совмещало передовые европейские идеи и аристократическое воспитание с восточным образом жизни. У многих помещиков были гаремы крепостных девок, которые порой содержались в весьма суровых условиях. О том, чтобы отказать барину или его гостям, не могло быть и речи. Поэтому многолетние просьбы Шереметева сначала к Павлу I, потом к Александру I о разрешении официального брака с его возлюбленной актрисой (которой он, впрочем, давно дал вольную) встречали абсолютное непонимание и отказ. И лишь в 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получил от молодого императора Александра I подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской (документы про дворянство, понятное дело, были поддельными).

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий, а через двадцать дней после рождения сына умерла Прасковья Шереметева-Жемчугова. Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью. В память о любимой он построил в Москве Странноприимный дом (ныне здание НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Усадьба Кусково в XIX веке

Когда в 1812 году французы заняли Москву, в Кускове были расквартированы солдаты маршала Нея. В 30-х годах XIX века в усадьбе разобрали театр. Та же участь постигла обе беседки по сторонам Голландского домика.

С начала ХIХ века в Кускове больше не устраивали приемов, сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба использовалась под дачи.

Кроме выстроенного по проекту Николая Бенуа в регулярной части усадьбы Швейцарского домика, все остальные позднейшие постройки возводятся в Запрудной и Пейзажной частях при дачах.

Последним владельцем усадьбы до революции 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметев.

Усадьба в послереволюционное время

После Октябрьской революции все принадлежавшие Шереметевым поместья, усадьбы, дворцы были национализированы. Сергей Дмитриевич передал в полное распоряжение большевиков усадебные архитектурные ансамбли в Кускове, Останкино, Остафьево, Странноприимный дом, Вороново и Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге.

До своей смерти в 1918 году Шереметев вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково.

Сегодня коллекции музея, состоящие из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, насчитывают около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры XVI–XIX веков. В усадьбе сохранились редкие образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства, книги из фамильной библиотеки и уникальная по полноте и исторической значимости усадебная «Портретная галерея».

В 1938 году в Кускове создан Музей керамики на основе национализированного в конце 1918 года лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В. Морозова.

Кроме того, в усадьбе регулярно проходят музыкальные концерты, традиционный концертный сезон в Танцевальном зале дворца начинается в мае и заканчивается в сентябре.
ВИДЕО
Фото
Прямая трансляция 24 марта, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Фестиваль «Виртуозы гитары». Хосе Антонио Эскобар, Фламенко-трио: Антонио Рей, Мара Рей, Хосе Тривиньо. Музыка Испании и Латинской Америки

Его посетителей ждут концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы.

Подробнее

Концерты, фестивали и выставки в городах России.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

Спектакли, выставки и мастер-классы.

Подробнее

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть