Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Центральный военно-морской музей, Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Категория: Военно-Морской
Город: Санкт-Петербург
Адрес: г. Санкт-Петербург, проток. Шкиперский, д. 10
Телефон: 78123356526
Паспорт объекта
Все отсеки подводной лодки, ее внешний облик воссозданы такими, какими они были в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция посвящена истории подводной лодки Д-2 и действиям советских моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец» — один из первых подводных кораблей советской постройки. Она принадлежала к подводным лодкам I серии, главным конструктором которой был Б.М. Малинин, впоследствии доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии.

Основные тактико-технические элементы подводной лодки I серии: водоизмещение: в надводном положении — 940 т, в подводном — 1240 т; длина 76,6 м; ширина 6,4 м; энергетическая установка — два дизеля мощ­ностью по 1100 л.с. и два электродвигателя мощностью по 525 л. с.; скорость в надводном положении — 15 узлов (около 27,8 км/ч), в подводном — 9 узлов (около 16,7 км/ч); предельная глубина погружения 90 м; экипаж 53 человека.

Главное вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов, выстреливающих торпеды при помощи сжатого воздуха. Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух орудий калибра 102 мм. Впоследствии кормовую пушку заменили на 45-мм полуавтоматическое орудие.

Прочный корпус лодки разделяется водонепроницаемыми переборками на семь отсеков:

первый — носовой торпедный отсек, в который выходили трубы шести торпедных аппаратов и хранились запасные торпеды, служил еще и матросским кубриком;
во втором отсеке находилась радиостанция, а под настилом размещалась группа аккумуляторов, обеспечивавших работу электродвигателей;
в третьем отсеке располагались вторая и третья группы аккумуляторов, над ними — жилые помещения командного состава, кают-компания и камбуз, а по бортам и под аккумуляторами — топливные цистерны;
четвертый отсек был отведен под центральный пост, откуда производилось управление кораблем;
в пятом отсеке находилась четвертая группа аккумуляторов и масляные цистерны, а над аккумуляторами располагалось жилое помещение старшин;
шестой отсек занимали главные дизели, обеспечивавшие ход в надводном положении;
в седьмом отсеке располагались гребные электродвигатели для подводного хода, сюда же выходили трубы двух кормовых торпедных аппаратов.

Подводные лодки I серии для своего времени имели высокие боевые качества. Они стали большим достижением отечественного подводного кораблестроения. Опыт их создания стал основой для дальнейшего развития подводного флота СССР в предвоенные годы.

Торжественная закладка подводных лодок «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец» состоялась 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Еще три подводные лодки этой серии строились в Николаеве для Черного моря. Осенью 1931 года «Народоволец» вслед за «Декабристом» вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В 1933 году три балтийские лодки перешли по только что открытому Беломорско-Балтийскому каналу в Заполярье, став первыми подводными кораблями Северной военной фло­тилии (с 1937 года — Северный флот). В 1934 году эти подводные лодки получили литерные наименования — Д-1, Д-2 и Д-3 (по первой букве имени головной подводной лодки «Декабрист»).

В 1934 и 1935 годах Д-2 совершила походы к Новой Земле, в 1936 году вместе с подводной лодкой Д-1 впервые в истории подводного флота прошла проливом Маточкин Шар в Карское море. В 1939 году она обеспечивала радиосвязь трансконтинентального беспосадочного перелета В. К. Коккинаки в США. 22 сентября 1939 года Д-2 прибыла из Полярного в Ленинград для капитального ремонта и модернизации. Здесь ее и застала Великая Отечественная война. 17 августа 1941 года подводная лодка была включена в состав Краснознаменного Балтийского флота. За годы войны Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen) и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт «Нина» (Nina), а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром «Дойчланд» (Deutschland).

После войны лодка выполняла на Балтике учебные задачи. В 1956 году Д-2, как устаревшая, была выведена из боевого состава флота и переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-6. До 1987 года здесь отрабатывались приемы выхода экипажа из затонувших подводных лодок, борьба с пожаром и водой.

В конце 1980-х годов Правительство СССР приняло постановление о создании мемориального комплекса, посвященного подводникам Великой Отечественной войны, конструкторам и строителям подводного флота. В восстановлении подводной лодки участвовали Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Балтийский завод и Ленинградская военно-морская база. Неоценимый вклад внесли ветераны-подводники. Экспозиция, посвященная истории Д-2 и действиям советских моряков-подводников в годы войны, была подготовлена сотрудниками Центрального военно-морского музея. Отсеки подводной лодки и ее внешний облик воссозданы такими, какими они были в годы Великой Отечественной войны. 8 июля 1989 года подводную лодку установили в Ленинграде в качестве памятника отечественного флота и кораблестроения.

2 сентября 1994 года мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» был торжественно открыт для осмотра как филиал Центрального военно-морского музея.
Фото
Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть