Войти Версия для слабовидящих

Бурятская государственная филармония

Телефон:
73012211883
E-mail:
burconcert_u-u@mail.ru
Улан-Удэ, ул. Ербанова, 6

Бурятская государственная филармония

Бурятская государственная филармония была основана в марте 1938 года, когда Совет Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР принял Постановление «Об организации Бурят-Монгольской государственной филармонии». 25 ноября 1938 года был дан первый симфонический концерт. Только что набранным оркестром, исполнявшим Пятую симфонию Бетховена и произведения советских композиторов, управлял первый художественный руководитель филармонии и главный дирижер Яков Моисеевич Геншафт — выпускник Ленинградской консерватории.

С первых же дней существования филармония определила круг тех задач, которым всегда следовала в своей деятельности – это пропаганда лучших образцов русской и мировой музыкальной классики, эстрадного искусства, народного творчества и творчества бурятских композиторов.

История

В 1945 году в Бурятской государственной филармонии создается лекторский отдел. Почти двадцать лет с лекциями-концертами выступал Н. И. Маторин - музыкант, скрипач, он много времени посвятивший истории скрипичной музыки. Концерты струнного квартета, где Маторин исполнял партию первой скрипки, всегда проходили с его комментариями.

Неутомимым организатором лекций-концертов с начала 60-х годов стал известный музыкальный деятель республики, дирижер И. Я. Забельский, стараниями которого с 1963 года в филармонии появился штатный коллектив музыкально-литературного лектория. Именно лекторий являлся наиболее действенной формой воспитания музыкально-художественных знаний слушателей.

С 1977 года основная деятельность музыкального лектория подчиняется музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. Были разработаны циклы лекций-концертов, которые составили абонементы «Филармония – школе», что позволяло встречаться с одними и теми же слушателями на протяжении всего концертного сезона.

С 1990 года художественным руководителем музыкального лектория является Н. Л. Ринчинова, посвятившая тридцать пять лет лекторской работе. В эти годы коллектив в сферу своего внимания, наряду со школьниками и студентами, привлекает и совсем маленьких слушателей – воспитанников детских садов. Это потребовало расширение жанровых границ лектория. Детские музыкальные спектакли, мини-оперы, театрализованные представления, музыкальные игры понятны, доступны дошколятам и всегда с восторгом воспринимаются ими.

Становление, развитие и формирование бурятской композиторской школы, начавшееся в 20-х годах ХХ столетия, создание композиторами произведений разных жанров способствовали появлению в филармонии в 1963 году нового творческого коллектива – бурятского лектория, призванного пропагандировать современную музыкальную культуру Бурятии. Группа объездила все уголки республики, побывала в Усть-Ордынском и Агинском бурятских округах. И где бы ни выступали артисты, везде они имели огромный успех. Этот неподдельный интерес к группе бурятского лектория был вызван еще и тем, что в его составе были уже признанные мастера бурятского искусства – певцы Б. М. Балдаков, Т. С. Карпов, Б.-Х. Т. Дашиева, баянист Ю. Кузнецов. Руководителем и лектором группы был Ц. И. Ринчинов.

В 1976 году состав бурятского лектория изменился, увеличился и стал разнообразным в жанровом отношении. В него вошли выпускники музыкального и культурно-просветительного училищ. Концертные программы коллектива включали в себя песни, танцы, исполнение сочинений для бурятских народных инструментов. С бурятским лекторием связаны страницы творчества Батора Ванданова и Виктора Батомункуева. Здесь начала свою творческую биографию Дарима Дугданова.

Филармония всегда большое внимание уделяла эстрадным направлениям концертной деятельности. Из 240 концертов в первом концертном сезоне (1938-39гг.) 175 были эстрадными. Как правило, небольшие эстрадные группы составлялись из числа артистов филармонии. В годы Великой Отечественной войны такие группы выступали в частях Красной Армии и госпиталях, обслуживали трудящихся аймаков республики. Они дали более 1000 концертов.
Руководителем одной из таких групп был замечательный певец уникального природного певческого дарования, блистательный исполнитель бурятских народных песен Н. В. Таров. С августа 1942 года по июнь 1943 года Николай Васильевич исполнял обязанности директора филармонии. Без малого четверть века он руководил небольшим эстрадным коллективом. Не было ни одного населенного пункта на территории Бурятии, Аги, Усть-Орды, где бы ни побывал Таров со своими артистами.

Музыкальные фестивали

Сегодня филармония Бурятии выступает организатором концертов и open-air-мероприятий самых разных музыкальных направлений. Визитной карточкой филармонии являются музыкальные фестивали. Байкальский рождественский фестиваль традиционно начинается концертом органной музыки в день католического Рождества, а заканчивается в преддверии русского Старого Нового года. В программе преобладает классическая и духовная музыка. Это прекрасная возможность послушать музыкальные шедевры всей семьей.

Весной проводится фестиваль камерной музыки PIZZICATO. В разные годы его гостями были камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, Государственный квартет им. А. П. Бородина, Квартет им. Давида Ойстраха, Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина, Московский камерный оркестр «Musica Viva».

Заканчивается концертный сезон одним из крупнейших в России world music-фестивалем «Голос кочевников». В основе этого стартовавшего в 2009 году проекта лежит идея кочевой культуры как символа движения и свободы, которая открывает возможности для оригинальных экспериментов в области этнической музыки. «Голос кочевников» — это не просто музыкальная площадка, это форма диалога культур. Гостями фестиваля неизменно становятся исполнители, к которым неприменимо слово «формат»: «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга», группа «НААДЯ», грузинский коллектив «МГЗАВРЕБИ», Борис Гребенщиков, украинский этно-хаос бенд «ДахаБраха» и не менее интересные музыканты из Монголии, Китая, Японии, США, Испании, Зимбабве, Дании, Ямайки, Кении, Франции и других стран. Неудивительно, что «Голос кочевников» стал музыкальным символом всей Бурятии — региона, находящегося на перекрестке восточной и западной цивилизаций, на стыке мировых религий.

Здание филармонии

С 1991 года Бурятская филармония располагается в Доме политического просвещения, признанном охраняемым объектом архитектурного наследия. Здание было построено в 1952–1957 гг. по проекту архитектора Людвига Минерта.

Зал Бурятской государственной филармонии является гордостью республики: в нем сочетают классицистические и национальные элементы убранства, гармоничные объемы и великолепная акустика. Cтиль внутреннего убранства можно охарактеризовать как сталинский ампир. Строгие линии концертного зала и зрительского фойе сочетаются с декоративными элементами буддистского храмового зодчества. Но главное достоинство зала Бурятской филармонии — его великолепная акустика, которую отмечают практически все выступающие здесь музыканты. Еще в 1981 году, когда зал использовался как лекторий, приехавшие в Улан-Удэ специалисты фирмы «Мелодия» выбрали именно его для записи сборника грампластинок «Песни Бурятии». Средних размеров пространство на 400 мест, неглубокая сцена, использование драпировок из легких тканей, конского волоса как материала для набивки кресел – все это вместе с правильно спроектированным объемом способствует хорошему, равномерному по всей площади распространению звука, который в этом зале приобретает особенно теплую окраску.

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть