Всехсвятский собор в Туле

Белоснежный Тульский Всехсвятский собор XVIII века с его стройной колокольней в стиле русского классицизма величественно возвышается над старинным городом, определяя панораму Тулы. Высота колокольни, которую видит каждый, кто въезжает в город, 82 метра. На территории, прилегающей к собору, расположено старинное Всехсвятское кладбище, просфорня и иконописная мастерская.

История создания

Архитектурный ансамбль собора, который с 1944 года является кафедральным собором города, возник не сразу. Его появлению предшествовала страшная эпидемия чумы 1771–1773 годов, приведшая к народным бунтам в Москве и других областях России и указу Правительствующего Сената «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ» от 17 ноября 1771 года. Согласно этому указу, во всех российских городах вводился запрет на погребения при церквах, а новые кладбища предписывалось создавать за городской чертой. Одно из таких мест и было отведено на посадской стороне (вне города, где сажали и сеяли). Сначала на чумном кладбище в 1773 году появилась деревянная церковь в честь Всех Святых. Позже на месте деревянного храма началось строительство каменного, белоснежного, которое шло в несколько этапов.
В 1776 году нижний этаж собора со всеми приделами был достроен на деньги купцов-дарителей Ивана Герасимова и Герасима Сушкина и освящен. Иконы местного ряда для одноэтажной церкви написал иконописец, тульский оружейник Григорий Белоусов. Нижний храм, который имеет три престола (центральный — во имя Второго пришествия Христова, северный — во имя Воскрешения праведного Лазаря, южный — Всех Святых), в народе стали называть Всехсвятским.
В 1788 году принялись за строительство верхней церкви во имя Преображения Господня, и второй этаж всего за два года был отстроен. Однако вследствие трагического обрушения одного из пяти куполов 8 августа 1790 года, практически сразу по завершении литургии в нижней церкви, и гибели нескольких человек службы в нижнем храме запретили на пять лет. Пришлось реконструировать всю церковь, так как купол проломил и свод нижнего храма. Есть версия, что проект нового, облегченного и «недоразвитого» пятиглавия Всехсвятской церкви разработал тульский архитектор Козьма Сокольников. Формально строительство верхнего храма завершили в 1797 году, но освятил его епископ Тульский Дамаскин (Россов) лишь в 1825 году.
Следующим этапом стало строительство трехъярусной колокольни храма, начатое в 1833 году. Все работы были завершены в 1859 году. Архитектору-проектировщику Василию Федосееву удалось гармонично объединить здание колокольни с действующим храмом в едином стиле. Исследователь тульской архитектуры Владимир Уклейн писал, что «между началом строительства самой церкви и ее колокольни протекло более полувека». За это время барокко сменилось сначала ранним, затем зрелым, наконец, поздним классицизмом. По его словам, перед Федосеевым «стояла нелегкая задача избежать разностилья церковного ансамбля, достичь его архитектурного созвучия не механическим повторением форм стоявшей рядом церкви, а путем их творческого переосмысления».
Первые колокола с колокольни были украдены в 1859 году, а охранявшие их сторожа оштрафованы и биты розгами за недобросовестное несение службы. Освящение колокольни состоялось лишь в 1863 году уже с новыми колоколами, а в 1867 году на углах первого яруса колокольни были установлены четыре фигуры трубящих ангелов, которые на собственные средства заказал церковный староста купец Пирожников. Другой церковный староста купец Петр Миронов подарил храму колокол весом в 1000 пудов (около16 тонн), который 21 сентября 1889 года был водружен на 3-й ярус колокольни собора. До наших дней он не сохранился.

Интересные факты

В 1901 году Тульская городская дума постановила соорудить на Всехсвятском кладбище храм-усыпальницу во имя святого Макария Жабынского. К храму предполагалось пристроить два изолированных помещения: для умерших от заразных болезней и для хранения трупов продолжительное время. Здания так и не были построены.
С 1923 по 1944 год церковь была центром обновленцев, которые проводили в ней службы. Последний обновленческий архиепископ Тульский Петр Турбин 17 января 1944 года принес покаяние и был утвержден настоятелем Всехсвятского собора Тулы в сане протоиерея.
В 1955–1960 годах стены храма были заново расписаны сюжетами на библейские темы московскими художниками Павлом Гладковым и Виктором Голубеевым.
В правом приделе нижнего храма хранились мощи св. Иоанна Тульского, которые в январе 2007 года были перенесены в Успенский кафедральный собор, где рака с мощами и находится в настоящее время. Особо почитаемые иконы церкви — афонская икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), Ченстоховская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона святителя Николая с частицей мощей.
В 1992–1993 годах по благословению правящего архиерея митрополита Серапиона, ныне покойного, верхний и нижний храмы собора были полностью отреставрированы.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна