Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Музей-памятник «Смольный собор»

Архитектурные, Музей-усадьба, Исторический, Общеисторический
Категория: Архитектурные, Музей-усадьба, Исторический, Общеисторический
Город: Санкт-Петербург
Адрес: пл. Растрелли, 1
Телефон: 78127103159
Паспорт объекта
Одним из красивейших храмов Санкт-Петербурга, «драгоценной жемчужиной русского барокко» является Воскресения Христова Смольный собор Новодевичьего монастыря. История собора необыкновенна и драматична, он возводился в течение почти целого столетия и в результате затянувшегося строительства приобрел неповторимый облик. Особую нарядность и торжественность собору придают фасады, украшенные лепкой, с использованием позолоты.
Заложенный 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны, собор входил в комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря. Автором проекта был Ф. Растрелли, который руководил строительством в 1748-1762 годах. Однако завершить строительство, возвести колокольню и закончить внутреннюю отделку собора Ф. Растрелли не успел, и храм оставался недостроенным в течение нескольких десятилетий. Окончательная достройка и отделка были поручены в 1832 году архитектору В. Стасову, и в результате собор соединил великолепные образцы двух архитектурных эпох: роскошного елизаветинского барокко и благородного сдержанного классицизма.

Собор, напоминающий в плане греческий крест, венчает барабан центрального купола, к которому с четырех сторон примыкают двухъярусные колокольни, завершенные луковичными главками. Живописность и изысканность архитектурному решению фасадов придают голубые стены и белокаменная лепка с элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья), земли (плоды и цветы) и воды (рокайли и «жемчужины») и лучковый фронтон собора с круглым окном.

Интерьер, выполненный В. Стасовым, должен был производить сильное впечатление и настраивать на торжественный лад: «Холодно блестели громады колонн, облицованные плитами белого искусственного мрамора, и полированный ревельским камнем пол; мерцала позолота архитектурных деталей и тонкая резьба деревянных иконостасов и кафедры; огромные иконостасы, задуманные как продолжение интерьера собора, заполняли иконы в золоченых ризах и драгоценных окладах; сиял обложенный серебром престол; преломляя лучи света, переливались всеми цветами радуги грани хрустальной балюстрады с перилами золоченой бронзы перед алтарями».

Над созданием внутреннего убранства собора трудились выдающиеся художники П. Басин, Ф. Брюлло, А. Тыранов, А. Нотбек. Огромный запрестольный образ Пресвятой Богородицы, окруженной воспитанницами Смольного института, — «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях» — в южном приделе был выполнен академиком А. Венециановым. В 1870-1880-х годах проект новых иконостасов для собора выполнил академик Максимилиан Месмахер. Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе в Орловской губернии.

20 июля 1835 года, после торжественного освящения, храм стал именоваться «Собором всех учебных заведений».
Музей-памятник «Смольный собор» входит в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» - «Музея четырех соборов».
Фото
Прямая трансляция 24 января в 19:00 Камерный зал Филармонии

Филармонический дебют

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

Фестиваль продлится до апреля 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть