Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Московский драматический театр на Малой Бронной

Драматический
Категория: Драматический
Город: Москва
Адрес: ул. Малая Бронная, 4, стр. 2
Телефон: 74956901948
Паспорт объекта
Биография коллектива отсчитывается с 1945 года — с основания Московского драматического театра. Его руководителем стал режиссер Сергей Майоров, чей творческий путь начался в Театре имени Мейерхольда. Коллективу предоставили здание на Спартаковской, 26, где 9 марта 1946 года был сыгран первый спектакль: «Золотой обруч» А. Мариенгофа и М. Козакова в постановке Майорова. Труппу составили московские артисты и выпускники Щепкинского училища. У истоков стояли актеры Семен Соколовский, Зинаида Зорич, Мария Андрианова, Александр Ширшов и другие.

В основе репертуара лежали советские пьесы, часто тематически связанные с Великой Отечественной войной и другими недавними событиями. «За Камой-рекой» В. Тихонова, «Чайка» по роману Н. Бирюкова (1948), «Вокруг ринга» по пьесе В. Билль-Белоцерковского, «Цвет кожи» (1949), «Сильные духом» Д. Медведева и А. Гребнёва (1951) и др. В реальности, создаваемой на сцене, в героях — тружениках, фронтовиках, партизанах — зрители узнавали свою повседневную жизнь. Тем не менее в 1957 году руководство театра обвинили в недостаточном внимании к советской драматургии, и С. Майоров был переведен в Театр имени Ленинского комсомола. В этом же году труппе был представлен новый главный режиссер — мхатовец Илья Судаков, участник 2-й студии с ее основания. Но его тяжелая болезнь вскоре прервала сотрудничество с театром.


Благополучные годы оттепели пришлись на период, когда театром руководил Андрей Гончаров (1958–1966). Через своего учителя Н. Горчакова прикоснувшийся к «режиссерским урокам Станиславского» (как называлась книга Горчакова), он развивал методы психологического театра. Хотя благодаря прорехам в железном занавесе стала возможна постановка современной зарубежной драмы, форма которой во многом была новой для советского зрителя и требовала условного решения, выходящего за рамки жизнеподобия. Артур Миллер, во время визита в Москву посмотрев спектакль по своей пьесе «Вид с моста» (1959) в постановке Гончарова, сказал, что это лучшая версия пьесы из виденных им.


Успех спектаклей А. Гончарова во многом был связан с блестящими актерскими работами, в том числе Бориса Тенина и Лидии Сухаревской. Приглашенные в труппу Гончаровым, они составляли один из самых известных семейных дуэтов, что определенным образом сказывалось на содержании спектакля, как в случае с «Визитом дамы» Ф. Дюрренматта (1965).

Спектакли этого периода вызывали огромный интерес и публики, и критики. Скромное здание на Спартаковской стало тесным для коллектива, и Гончаров договорился с властью города о переезде на Малую Бронную, 4. Здесь почти три десятилетия располагался Государственный еврейский театр, а после убийства С. Михоэлса и закрытия театра здание пустовало. (А еще раньше, на рубеже веков, в этом помещении устраивал репетиции новорожденный МХТ.) Переезд Московского драматического театра состоялся в 1962 году, а в 1968-м театр получил новое название.


В 1967 году А. Гончаров перешел в Театр имени В. Маяковского, а главным режиссером Театра на Малой Бронной назначили Александра Дунаева. В это же время сюда «сослали» Анатолия Эфроса, отстраненного от руководства Московским театром имени Ленинского комсомола. Но ему было позволено взять с собой двенадцать артистов. Таким образом, труппу пополнили единомышленники Эфроса: Антонина Дмитриева, Ольга Яковлева, Лев Дуров, Геннадий Сайфулин и др.


Но в то же время в Театре на Малой Бронной режиссер встретил актеров, без которых невозможно будет представить «эфросовскую модель мира» (О. Скорочкина). В первую очередь это, конечно, Николай Волков, игравший уже в первом спектакле, «Трех сестрах» (1967). «Именно он, — писала Е. Кухта, — по типу сознания отвечает канону ведущего эфросовского героя».


Признанные шедевром «Три сестры», в которых впервые с такой силой прозвучала трагическая интонация Эфроса, был явлен мотив выброшенности из жизни, вскоре были запрещены Е. Фурцевой. Тем не менее спектакль открыл новый период — «золотой век» — в биографии как режиссера, так и Театра на Малой Бронной. Спектакли этого периода «Ромео и Джульетта» (1970), «Брат Алеша» (1972), «Дон Жуан» (1973), «Женитьба» (1975), «Отелло» (1976), «Месяц в деревне» (1977) стали театральной классикой.


Союз Эфроса и Дунаева — особый пример в истории отечественного театра. Первый из них официально был лишь очередным режиссером — и при этом одним из ключевых режиссеров своего времени. Его имя обеспечивало театру зрительский интерес, внимание критиков, завидные гастрольные возможности. Дунаев же, наделенный полномочиями руководитель и будучи сам талантливым режиссером, поддерживал «звездный» статус коллеги, в чем-то сознательно оставаясь в тени. Тонко понимая внутренние и внешние «предлагаемые обстоятельства», он оберегал Эфроса от властей, по сути давая ему возможность строить внутри Театра на Малой Бронной свой театр — «театр Эфроса».


Этот тандем завершился в 1984 году — громким скандалом, в котором приняла участие часть труппы под руководством директора (с 1978 года) Ильи Когана. Об этих мучительных — и в конечном счете непрозрачных — обстоятельствах с разных позиций написано в книгах, мемуарах, журналистских «расследованиях». Эфрос перешел главным режиссером в Театр на Таганке, а Дунаев вскоре после него — в Московский театр миниатюр (нынешний «Эрмитаж»).


После этого Театр на Малой Бронной, руководимый И. Коганом, многие годы оставался примером «директорского театра». Никто из режиссеров, отвечавших за художественное руководство, не задерживался здесь надолго: будь то Евгений Лазарев (1984–1987), Владимир Портнов (1988–1991), Сергей Женовач (1996–1998), Андрей Житинкин (2001–2003) или Леонид Трушкин (2007–2008). В художественном отношении театр кидало из стороны в сторону: от «элитарных», авторских (но при этом поразительно разнообразных жанрово) спектаклей Женовача — до эпатажных коммерческих опусов Житинкина; от затейливых концепций отдельных режиссеров — до актерской режиссуры Льва Дурова.


В 2007 году театр возглавил ученик А. Гончарова Сергей Голомазов. В репертуаре идут его спектакли «Варшавская мелодия» Л. Зорина (2009), «Аркадия» Т. Стоппарда (2009), «Бесы. Сцены из жизни Николая Ставрогина» (2011) по Ф. Достоевскому и др. Труппа на треть состоит из учеников Голомазова.

Фото
Cпектакли
  • Драма
  • Александр Дунаев
  • 1977
  • 124 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Мелодрама
  • Леонид Броневой
  • 1986
  • 139 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Александр Дунаев
  • 1983
  • 134 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1973
  • 110 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Владимир Семаков
  • 1979
  • 155 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Александр Дунаев
  • 1971
  • 130 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Александр Дунаев
  • 1986
  • 128 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Александр Дунаев
  • 1978
  • 129 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1972
  • 134 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Владимир Драгунов
  • 1987
  • 119 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть