Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Московский академический театр сатиры

Категория: Академический
Город: Москва
Адрес: г. Москва, пл. Триумфальная, д. 2
Телефон: 74956996305
Паспорт объекта
Официальной датой возникновения московского Театра сатиры считается 1 октября 1924 года, когда в подвале дома Нирензее в Большом Гнездниковском переулке (где раньше располагалось кабаре «Летучая мышь») группа сатириков из журналов «Крокодил» и «Красный перец» выпустили юмористический спектакль «Москва с точки зрения».
Для своего представления драматурги В. Типот и Н. Эрдман вместе с режиссером Д. Гутманом придумали жанр «театрального обозрения» - это было веселое представление, состоящее из сатирических бытовых зарисовок, высмеивающих мещанство.


Новый жанр требовал от авторов молниеносной реакции на злобу дня, а от актеров умения импровизировать на сцене. Советский сатирический театр только нащупывал свой путь. Обозрения «Вечерний выпуск» (театрогазета) были сделаны в формате печатной газеты с колонкой редактора, хроникой происшествий, критикой и даже объявлениями.


В 20-е годы Театром Сатиры были поставлены обозрения «Захолустье», «Национализация женщин», «Нужная бумажка», «Спокойно — снимаю!», «Мишка, верти!» и другие.


Часто веселые бытовые зарисовки на злобу дня достигали сатирических высот или неожиданно обрывались драматическим финалом. В театральном обозрении начинали свой путь такие артисты, как Р. Зеленая, Е. Милютина, Ф. Курихин и О. Поль. Несколько лет обозрения сохранялись в Театре сатиры как главная сценическая форма, к 30-м жанр окончательно изжил себя.

Постепенно Театр Сатиры вышел на новый уровень. В 1932 году взялся за постановку «Города Глупова» по Салтыкову-Щедрину, где в качестве театральных художников интересно работали знаменитые Кукрыниксы. Затем обратился к молодой современной драматургии — комедии Исидора Штока «Вагон и Марион», написанной под воздействием впечатлений от поездки автора на Магнитострой. Обе постановки оказались неудачными, талантливому актерскому коллективу явно не хватало крепкой режиссерской руки.


С приходом в Театр сатиры в 1933 году нового главного режиссера ситуация изменилась — Николай Горчаков сделал ставку на бытовую комедию. В этом же году с театром сотрудничали И. Ильф и Е. Петров, работавшие над «Вечером пародий и водевиля».


Вершиной этого периода стала постановка пьесы «Чужой ребенок» В. Шкваркина. Лирико-водевильная комедия с сатирическими элементами прошла 1500 раз. Комедию дважды показывали в Кремле. Спектакль стал триумфом актерского мастерства, режиссеры постановки Р. Корф и Н. Горчаков дали возможность актерам П. Полю, И. Зенину, Е. Каре-Дмитриевой свободно развернуться в несложных и смешных ситуациях пьесы, где за водевильной комедией положений проглядывала едва уловимая грусть.


В 1948 году главным режиссером Театра Сатиры стал Н. Петров, возглавлявший театр до 1953 года.


В послевоенное время Театр сильно изменился. В 50-ые в Сатире впервые были поставлены пьесы Владимира Маяковского. В 1953 — «Баня», в 1955 — «Клоп», в 1957 — «Мистерия-буфф». В работе над этими пьесами выработалась поэтика сатирического спектакля, обозначается режиссерский метод, в традиции которого позже были поставлены «Дамоклов меч» Назыма Хикмета и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Режиссером постановок выступил ученик Всеволода Мейерхольда Валентин Плучек (в первых двух), на художественное руководство которого пришелся золотой век Театра Сатиры. В 50-ые его спектакли открыли целое направление в режиссуре, основанное на образных, метафорических сценических решениях и психологической остроте характеров. В постановках по пьесам Маяковского сформировались артисты: Б. Рунге, Н. Архипова, Г. Тусузова, Георгий Менглет, Владимир Лепко, Анатолий Папанов, а позже — Андрей Миронов. В 1965–1973 годах рядом с Плучеком плодотворно работал в качестве режиссёра-постановщика Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место» А.Н. Островского, «Темп-1929» по ранним произведениям Н. Погодина, «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта и ряд других.


С конца 60-х годов в Театре Сатиры наступил настоящий расцвет. Валентин Плучек ставил классические произведения, делая ставку на ведущих актеров театра: Андрея Миронова и Анатолия Папанова.

В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» Бомарше с Мироновым в главной роли. Спектакль на 18 лет стал визитной карточкой театра. 26 марта 1972 года родилась еще одна знаковая премьера театра — «Ревизор» — актерский спектакль с звездной командой: А. Ширвиндтом, М. Державиным, Г. Менглетом, В. Васильевой, Т. Васильевой и исполнителями главных ролей — А. Папановым и А. Мироновым. В 1976 в афише театра появился знаковым спектакль — «Горе от ума», с Андреем Мироновым в роли Чацкого-изгнанника и диссидента, и Папановым-Фамусовым.


В 1987 году, когда умерли А. Папанов и А. Миронов, театру пришлось снять с репертуара 13 спектаклей. Потеря ведущих актеров сплотила команду театра. Зрители продолжали ходить на актеров, полюбившихся телезрителям по программе «Кабачок 13 стульев»: О. Аросьеву, Н. Селезневу, С. Мишулина, М. Державина, Б. Рунге, Р. Ткачука и З. Зелинскую.

После смерти Валентина Плучека в 2000 году театр по сей день возглавляет Александр Ширвиндт. Его репертуарная политика — сохранение и продолжение традиций, заложенных основоположниками театра и В.Н. Плучеком.

Фото
Cпектакли
  • Комедия
  • Майя Маркова
  • 1977
  • 120 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1978
  • 99 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Сергей Арцибашев
  • 2004
  • 119 мин

Московский академический театр сатиры

  • Драма
  • Александр Вилькин
  • 2000
  • 116 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1982
  • 175 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1976
  • 106 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Марк Захаров
  • 1974
  • 97 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1971
  • 91 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1974
  • 153 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1989
  • 172 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Сергей Коковкин
  • 2004
  • 99 мин

Московский академический театр сатиры

  • Драма
  • Валентин Плучек
  • 1975
  • 177 мин

Московский академический театр сатиры

  • Драма
  • Валентин Плучек
  • 1986
  • 118 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1973
  • 170 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1980
  • 139 мин

Московский академический театр сатиры

  • Мелодрама
  • Валентин Плучек
  • 1987
  • 179 мин

Московский академический театр сатиры

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Прямая трансляция 25 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Г. Ф. Гендель – «Тезей» Первое исполнение в России

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть