Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Московский академический театр сатиры

Академический
Категория: Академический
Город: Москва
Адрес: Триумфальная пл., 2, стр. 1
Телефон: 74956996305
Паспорт объекта
Официальной датой возникновения московского Театра сатиры считается 1 октября 1924 года, когда в подвале дома Нирензее в Большом Гнездниковском переулке (где раньше располагалось кабаре «Летучая мышь») группа сатириков из журналов «Крокодил» и «Красный перец» выпустили юмористический спектакль «Москва с точки зрения».
Для своего представления драматурги В. Типот и Н. Эрдман вместе с режиссером Д. Гутманом придумали жанр «театрального обозрения» - это было веселое представление, состоящее из сатирических бытовых зарисовок, высмеивающих мещанство.


Новый жанр требовал от авторов молниеносной реакции на злобу дня, а от актеров умения импровизировать на сцене. Советский сатирический театр только нащупывал свой путь. Обозрения «Вечерний выпуск» (театрогазета) были сделаны в формате печатной газеты с колонкой редактора, хроникой происшествий, критикой и даже объявлениями.


В 20-е годы Театром Сатиры были поставлены обозрения «Захолустье», «Национализация женщин», «Нужная бумажка», «Спокойно — снимаю!», «Мишка, верти!» и другие.


Часто веселые бытовые зарисовки на злобу дня достигали сатирических высот или неожиданно обрывались драматическим финалом. В театральном обозрении начинали свой путь такие артисты, как Р. Зеленая, Е. Милютина, Ф. Курихин и О. Поль. Несколько лет обозрения сохранялись в Театре сатиры как главная сценическая форма, к 30-м жанр окончательно изжил себя.

Постепенно Театр Сатиры вышел на новый уровень. В 1932 году взялся за постановку «Города Глупова» по Салтыкову-Щедрину, где в качестве театральных художников интересно работали знаменитые Кукрыниксы. Затем обратился к молодой современной драматургии — комедии Исидора Штока «Вагон и Марион», написанной под воздействием впечатлений от поездки автора на Магнитострой. Обе постановки оказались неудачными, талантливому актерскому коллективу явно не хватало крепкой режиссерской руки.


С приходом в Театр сатиры в 1933 году нового главного режиссера ситуация изменилась — Николай Горчаков сделал ставку на бытовую комедию. В этом же году с театром сотрудничали И. Ильф и Е. Петров, работавшие над «Вечером пародий и водевиля».


Вершиной этого периода стала постановка пьесы «Чужой ребенок» В. Шкваркина. Лирико-водевильная комедия с сатирическими элементами прошла 1500 раз. Комедию дважды показывали в Кремле. Спектакль стал триумфом актерского мастерства, режиссеры постановки Р. Корф и Н. Горчаков дали возможность актерам П. Полю, И. Зенину, Е. Каре-Дмитриевой свободно развернуться в несложных и смешных ситуациях пьесы, где за водевильной комедией положений проглядывала едва уловимая грусть.


В 1948 году главным режиссером Театра Сатиры стал Н. Петров, возглавлявший театр до 1953 года.


В послевоенное время Театр сильно изменился. В 50-ые в Сатире впервые были поставлены пьесы Владимира Маяковского. В 1953 — «Баня», в 1955 — «Клоп», в 1957 — «Мистерия-буфф». В работе над этими пьесами выработалась поэтика сатирического спектакля, обозначается режиссерский метод, в традиции которого позже были поставлены «Дамоклов меч» Назыма Хикмета и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Режиссером постановок выступил ученик Всеволода Мейерхольда Валентин Плучек (в первых двух), на художественное руководство которого пришелся золотой век Театра Сатиры. В 50-ые его спектакли открыли целое направление в режиссуре, основанное на образных, метафорических сценических решениях и психологической остроте характеров. В постановках по пьесам Маяковского сформировались артисты: Б. Рунге, Н. Архипова, Г. Тусузова, Георгий Менглет, Владимир Лепко, Анатолий Папанов, а позже — Андрей Миронов. В 1965–1973 годах рядом с Плучеком плодотворно работал в качестве режиссёра-постановщика Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место» А.Н. Островского, «Темп-1929» по ранним произведениям Н. Погодина, «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта и ряд других.


С конца 60-х годов в Театре Сатиры наступил настоящий расцвет. Валентин Плучек ставил классические произведения, делая ставку на ведущих актеров театра: Андрея Миронова и Анатолия Папанова.

В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» Бомарше с Мироновым в главной роли. Спектакль на 18 лет стал визитной карточкой театра. 26 марта 1972 года родилась еще одна знаковая премьера театра — «Ревизор» — актерский спектакль с звездной командой: А. Ширвиндтом, М. Державиным, Г. Менглетом, В. Васильевой, Т. Васильевой и исполнителями главных ролей — А. Папановым и А. Мироновым. В 1976 в афише театра появился знаковым спектакль — «Горе от ума», с Андреем Мироновым в роли Чацкого-изгнанника и диссидента, и Папановым-Фамусовым.


В 1987 году, когда умерли А. Папанов и А. Миронов, театру пришлось снять с репертуара 13 спектаклей. Потеря ведущих актеров сплотила команду театра. Зрители продолжали ходить на актеров, полюбившихся телезрителям по программе «Кабачок 13 стульев»: О. Аросьеву, Н. Селезневу, С. Мишулина, М. Державина, Б. Рунге, Р. Ткачука и З. Зелинскую.

После смерти Валентина Плучека в 2000 году театр по сей день возглавляет Александр Ширвиндт. Его репертуарная политика — сохранение и продолжение традиций, заложенных основоположниками театра и В.Н. Плучеком.

Фото
Cпектакли
  • Комедия
  • Майя Маркова
  • 1977
  • 120 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1978
  • 99 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Сергей Арцибашев
  • 2004
  • 119 мин

Московский академический театр сатиры

  • Драма
  • Александр Вилькин
  • 2000
  • 116 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1982
  • 175 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1976
  • 106 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Марк Захаров
  • 1974
  • 97 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1971
  • 91 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1974
  • 153 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1989
  • 172 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Сергей Коковкин
  • 2004
  • 99 мин

Московский академический театр сатиры

  • Драма
  • Валентин Плучек
  • 1975
  • 177 мин

Московский академический театр сатиры

  • Драма
  • Валентин Плучек
  • 1986
  • 118 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1973
  • 170 мин

Московский академический театр сатиры

  • Комедия
  • Валентин Плучек
  • 1980
  • 139 мин

Московский академический театр сатиры

  • Мелодрама
  • Валентин Плучек
  • 1987
  • 179 мин

Московский академический театр сатиры

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть