Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Нижегородский театр юного зрителя

Театр юного зрителя
Категория: Театр юного зрителя
Город: Нижний Новгород
Адрес: улица Горького, дом 145
Телефон: +7 (831) 4283125
Паспорт объекта
В начале своего становления единственный на территории Нижегородской области Нижегородский государственный театр (ныне - академический театр драмы) давал утренник для детей всего лишь один раз в месяц. Покончить с этим явлением, тормозящим театрализацию зрителя в городе, решил вернувшийся в 1924 году в Нижний Новгород бывший кумир нижегородцев, антрепренер, режиссер и первый артист Н.И.Собольщиков-Самарин, не раз в прошлом писавший под псевдонимом Кот Мурлыка пьесы для детей и инсценировки романов для юношества. Николай Иванович твердо решил вести воспитание будущих зрителей своего театра и расширить труппу за счет молодых исполнителей - для того чтобы ставить спектакли для детей и иметь молодые кадры для эпизодических ролей и массовых сцен современных пьес в Нижегородском драматическом театре.

Н.И.Собольщиков-Самарин взял к себе в труппу большую группу выпускников Нижегородского театрального техникума. В театр были приняты А.Стрижева, сестры А. и В. Давыдовы, П.Каюров, А.Александров, Т.Рождественская и другие.


В 1927 году специальным письмом Собольщиков-Самарин обратился ко вновь пришедшей в театр молодежи: «Мои молодые друзья! На ваше усмотрение я вношу следующий проект: предлагаю создать исключительно из ваших сил спектакль… Сделайте почин, из которого в будущем вы создадите молодой филиал Нижегородского театра… Н.Собольщиков-Самарин». Молодежь живо откликнулась на призыв уважаемого мастера сцены. 1 мая 1928 года состоялось публичное представление молодежного спектакля «Красный пакет» по пьесе Г.Брониковского и Ю.Брошат. Спектакль символизировал начало новой жизни для молодежи театра. На следующий театральный сезон Собольщиков-Самарин пригласил еще целый ряд выпускников Нижегородского театрального техникума для исполнения спектаклей для детей. Так называемую тюзовскую группу возглавил талантливый режиссер-энтузиаст Е.А.Бриль, художник Г.Л.Кигель и заведующий музыкальной частью театра — композитор А.А.Касьянов. Молодежный состав Е.А.Брилль укрепил опытными артистами.


28 ноября 1928 года состоялся первый спектакль специально для детей созданного Нижегородского театра. Шел фонвизинский «Недоросль». Нижегородский ТЮЗ стал третьим в стране театром для детей и юношества.


В первый сезон молодой театральный коллектив сыграл 52 спектакля, тогда как за все предыдущее пятилетие драматическим театром на утренниках было сыграно всего лишь 35 спектаклей.

В начале 30-х годов в коллектив влилась большая группа молодежи, выпускников и учащихся старшего курса театрального техникума. В труппу вступили: А.Андреев, А.Агапова, А.Куницын, В.Лебский, В.Русинов, С.Сачков, Б.Суворов, М.Тихонова, С.Фомина, Е. Хомутова, В.Ходбко, Н.Чехов, М.Чибисов, а также талантливый актер-любитель К.Никоноров. Сменялось и большое количество режиссеров. Каждый вносил свое в работу молодого коллектива. История ТЮЗа в довоенные годы содержит весьма «разноцветные страницы». В это время закладываются благотворные творческие и организационные традиции. Такие спектакли как «Падь серебряная» по пьесе Н.Погодина, «Белеет парус одинокий» по роману В.Катаева, «Снежная королева» по сказке Г.-Х.Андерсена, поставленные в те годы, были зрелыми произведениями сценического искусства.


С первых дней Великой Отечественной войны перед театром возникли новые задачи: выступления в воинских частях, на оборонных работах, перед ранеными. Всего за четыре военных года театр дал 1250 концертов и спектаклей, из них 226 — в действующей армии. Шла работа над новыми спектаклями: «Партизаны уходят в лес», «Шел солдат с фронта», «Давным-давно», «Бессмертный» и т.д.


В 1948 году в театр пришел новый главный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР В.Л.Витальев. Театр времен Витальева — героико-романтический. Режиссер был уверен, что самое действенное воспитание юных сердец — показывать лучшие образцы человеческого поведения. Им были поставлены спектакли: «Ромео и Джульетта», «Александр Матросов», «Как закалялась сталь», «Город на заре» и др. Героико-патриотическое, героико-романтическое направление репертуара сохранилось в театре на долгие годы и составило одну из главных черт его творческого облика.


Далее в афише театра появляются современные произведения — пьесы В.Розова, В.Аксенова, М.Шатрова, В.Тендрякова. Театр делает свой вклад в драматургию, создавая спектакли в тесном содружестве с авторами. Так появились спектакли «Алеша Пешков» и «В людях» по биографическим повестям М.Горького, инсценированным Г.Шефтель, «Когда в садах лицея…» об А.Пушкине, поэтическое представление «О времени и о себе», написанное и поставленное А.Альтшуллером, Ю.Беспаловым, Р.Вецнером по пьесе В.Балашова. В дальнейшем на сцене театра пойдут пьесы горьковчанина А.Хазанова «Иначе жить нельзя» и «Бал», «Лгунья» А.Усова; из классики: У.Шекспир, А.Н.Островский, М.Лермонтов, Г.Лонгфелло.


На протяжении многих лет творческий коллектив театра формировался из выпускников нижегородской-горьковской театральной школы. Из воспоминаний театрального педагога Г.А.Яворовского: «О многом в творчестве актеров ТЮЗа, выпускников нашей театральной школы, следует говорить подробно: об острой характерности Р.Лоицкой, о мягкой женственности О.Треймут, о вдумчивости Н.Славинской, о бурном темпераменте М.Тареева, о филигранном мастерстве И.Неганова, о тонком юморе А.Палееса и т.д. Однако при всем разнообразии дарований и творческих почерков артистов, хочется отметить внутреннее единство исполнительского стиля. Это определяется, до известной степени, единством горьковской театральной школы, опирающейся в своих истоках на реалистическое искусство Н.И.Собольщикова-Самарина, систему К.С.Станиславского». Литературной частью театра заведовал будущий знаменитый завлит МХАТ имени А.П.Чехова, Президент Школы-студии МХАТ — А.М.Смелянский — бывший воспитанник студии при театре.


Более 20 лет плодотворно работала в театре режиссер Р.Я.Левите, выпустившая около 50 спектаклей. Среди них «Коварство и любовь», «Олеко Дундич», «Слуга двух господ» и другие.Большое количество пьес для детей и подростков поставлено ведущим артистом театра и режиссером К.В.Кулагиным, некоторые его спектакли до сих пор в афише театра.


С 1970 по 1986 год главным режиссером ТЮЗа становится Б.А.Наравцевич, народный артист России. Его первый же спектакль «Три мушкетера» был настоящим театральным событием города, он продемонстрировал и основную творческую природу Наравцевича: яркую театральность, музыкальность, сплав комической и глубоко лирической линий. «Бумбараш», «Принц и нищий», «Три сестры», «Прощание в июне», «Бойкот», «В начале было слово», «Песнь о Данко», «Спешите делать добро», «Виндзорские насмешницы» и множество других спектаклей… вместе они составляют понятие — Театр Наравцевича. Именно он определял и политику театра и его успех, и редкую по доброте, праздничности, лиричности атмосферу зрительного зала и сцены. Музыкальной частью театра заведовал Э.Б.Фертельмейстер, сочинивший музыку ко многим спектаклям. В это время коллектив переживает пору взлета, о его творчестве узнают далеко за пределами города.


В 1978 г., в свое 50-летие, ТЮЗ был награжден орденом «Знак Почета». Тогда же он переехал в новое здание на улице М.Горького.


Творческая деятельность коллектива театра была отмечена многими наградами: это дипломы I степени на Всероссийских смотрах 1958, 1963 гг., премии Министерства культуры СССР за ряд спектаклей, звание лауреата III Международного фестиваля детских и юношеских театров в Софии, (1976 г.); дипломы театральных фестивалей и смотров разных лет в Москве, Владимире, Таганроге и других городах России.

В 1986 году, в ТЮЗе, показом премьерного спектакля «Анна Снегина» режиссера А.Р.Палееса открылась первая в городе Малая сцена.


С начала 1987 года театр возглавляет главный режиссер, лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского В.А.Симакин. Первые же его спектакли — «Завтра была война», «Турандот», «Сны Евгении» — продолжили лучшие традиции ТЮЗа.


ТЮЗ — театр особый: его зрители разного возраста, и в выборе репертуара необходимо учитывать возрастные особенности и интересы, а потому на сцене театра предыдущих лет — и красочные, зрелищные сказки для самых маленьких («Волшебные башмаки», «Русалочка», «Ай да Братец Кролик»), и романтические спектакли с приключенческим сюжетом для подростков («Тайна замка Ужасов», «Училка ХХI века», «Тринадцатая звезда»), для молодежи — «104 страницы про любовь», «Валентин и Валентина», «Чудесный сплав», «Восемь любящих женщин», достойное место занимает классика («Тот, кто получает пощечины» Л.Андреева, «Маскарад» М.Лермонтова, «Не хочу учиться, хочу жениться» по пьесе Д.Фонвизина «Недоросль»).


В целях большего разнообразия театрального репертуара для молодежи в сезоне 1996-1997 гг. главным режиссером театра, заслуженным деятелем искусств РФ Л.С.Беловым были поставлены: мюзикл «Черт попутал» по сюжету Р.Штильмарка о нижегородском купце ХVIII века В.Баранщикове, эксцентрическая история «Гарольд и Мод» (К.Хиггинс, Ж-К.Карьер), театральное кабаре «Гретхен» по пьесе Л.Хюбнера.


Более 30 лет в должности директора театр возглавляла заслуженный работник культуры РФ Нина Ивановна Головлева. Ее деятельность на посту руководителя характеризуется стабильностью работы театра.

История Нижегородского ТЮЗа навсегда сохранит имена замечательных артистов, служивших и служащих: М.Зорин, А.Луговая, Е.Ярошенко, И.Неганов, К.Кузнецова, Н.Тареев, Р.Лоицкая, О.Треймут, О.Думпе, А.Палеес, Л.Павловская, О.Арлахов, Е.Калабанов, В.Шаповалов, В.Кондрашкин, А.Усов, К.Кулагин, Н.Мещерская, О.Берегова Л.Ремнев, И.Долганова, Е.Фирстова, О.Фаттахов, М.Ильичева, М.Чернова, А.Чухнов, и многие-многие другие.


Начиная с 2006 года, творческое развитие Нижегородского государственного театра юного зрителя можно характеризовать девизом «Другой театр!». Это означает смену творческого курса с закономерно возникшим новым содержанием, включающим в себя новую драматургию, новых административных и творческих работников, пришедших в театр — представителей иной (не нижегородской) театральной школы. «Другие» смыслы отразились в репертуарной афише ТЮЗа: для детской аудитории — рождественская сказка «Как пройти в Вифлеем?» по рассказам В.Брюсова, почти цирковое представление «Слон Хортон» по стихам Доктора Сьюза; для юношества — комедия «Калека с острова Инишмаан» М.Макдонаха, сексуальные неврозы наших родителей «Ангелочек» Л.Бэрфуса, спектакли по пьесам шведских драматургов, выдвинувших лозунг «ребенок имеет право на трагедию» — нереалити-шоу «Женщина, которая вышла замуж за индюка» Г.Боэтиуса и спектакль-путешествие «Поход в Угри-Ла-Брек» Томаса Тидхольма; а также — «Последние» М.Горького, трагедия «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, странная история «Трое на качелях» Л.Лунари, «Собачье сердце» М.Булгакова и др.


«Новый социальный проект», декларируемый Нижегородским государственным ТЮЗом, внес коррективы в отношения со зрителем. Приоритет был отдан не школьным походам в театр всем классом, а семейным посещениям: большинство спектаклей игрались на Малой сцене театра.


Деятельность ТЮЗа за период 2006-2008 гг. под художественным руководством заслуженного деятеля искусств РФ В.В.Кокорина, обладающего ярким режиссерским почерком и своеобразным художественным видением, отмечена многими наградами. Спектакли театра стали лауреатами и дипломантами фестивалей: Московского международного фестиваля театра для детей «Большая перемена», VIII международного фестиваля «Радуга», IX международного фестиваля «Голоса истории», IX всероссийского фестиваля «Реальный театр», всероссийского фестиваля спектаклей для детей «Арлекин». В 2008 году спектакль Нижегородского театра юного зрителя «Последние» стал номинантом Национальной театральной премии «Золотая маска».


В 2009 году художественным руководителем театра вновь назначен В.А.Симакин. Им выпущены спектакли: «Золотой ключик» А.Н.Толстого, «Как жена мужа в Париж провожала» по рассказам В.Шукшина, «Месье Амилькар» И.Жамиака. Одновременно Владимиром Золотарем, являющимся главным режиссером театра с 2008 по 2012 год, поставлены спектакли: «Собачье сердце» М.Булгакова, «Король Лир» В.Шекспира, «Гроза» А.Н.Островского, «Приключения Тома Сойера» М.Твена и другие.

В настоящее время театр возглавляет директор А.С.Гарьянов, заслуженный работник культуры Российской Федерации.


Главный режиссер театра — В.Л.Шрайман, известный российский театральный режиссер, педагог, руководитель Всероссийской Лаборатории режиссеров Театров Кукол СТД РФ, вице-президент Международного театрального фестиваля «КукАRT». В течение ряда лет В.Л.Шрайман является членом жюри Национальной театральной премии «Золотая маска». В 2013 году на Большой сцене ТЮЗа В.Л.Шрайманым выпущен спектакль «Визит» по пьесе Ф.Дюреннматта «Визит старой дамы», вызвавший интерес у зрителя и положительные отзывы театральной критики.

Фото
Cпектакли
  • Драма
  • Виктор Шрайман
  • 2012
  • 163 мин

Нижегородский театр юного зрителя

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть