Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Театр «Особняк»

Драматический
Категория: Драматический
Город: Санкт-Петербург
Адрес: Каменноостровский пр-т, 55
Телефон: 78122342531
Паспорт объекта
Санкт-Петербургский театр «Особняк» был создан 1 июня 1989 года. Крохотная камерная сцена «Особняка» похожая по размеру на бывшую жилую квартиру в доме на Каменноостровском проспекте сразу обратила на себя внимание зрителей и критиков, благодаря оригинальным постановкам художественного руководителя Игоря Ларина.

Несмотря на переломный период в жизни страны, когда люди перестали ходить в театры — исторические события были любопытней вымышленных —"Особняк" избрал для себя заведомо трудную задачу, встав на путь эксперимента.
Театр-студия, театр-клуб, актуальный театр, рождающийся на глазах публики. На экспериментальной площадке шли неформатные, нестандартные спектакли и перфомансы по классической и современной драматургии, рассчитанные на интеллектуального, «продвинутого» зрителя, приходящего в театр не для того, что бы развлечься, а сопереживать, мыслить. Он становился участником действия, в которое его деликатно включали актеры театра.


Камерное пространство требовало от участников спектаклей максимально органичного существования на сцене, ведь зрители находились от них на расстоянии вытянутой руки, любая фальшивая нота не ускользала от их внимания.

Игорь Ларин с особой доскональностью изучал классические тексты, заставляя их звучать современно и одновременно по-новому. Режиссер изучал творческий метод Всеволода Мейерхольда, проводил с актерами занятия биомеханикой и другими методиками величайшего театрального реформатора ХХ века. На основе совместных лабораторных наработок были сделаны самые яркие спектакли Театра «Особняк» начала 90-х: «Звуки смерти, или Сон о вишневом саде» по А. Чехову, мелодрама «Искушение святого Жерома» по И.Босху и П.Брейгелю, «Омрачение» по «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского, «Лес А.Островского», драматический балет «Петрушка» на музыку А. Шнитке.


«Особняк» одним из первых начал работать на стыке жанров, совмещая актерскую игру с танцем, пластическую импровизацию и пением. В 1995 году, Ларин покинул созданный им театр, и ему на смену пришел другой видный театральный режиссер — Владимир Михельсон.

Михельсон принес в «Особняк» современную драматургию, с 1996 по 1999 на сцене театра были осуществлены постановки по нескольким пьесам неизвестного тогда Михаила Угарова: «Правописание по Гроту», «Истребитель», «Газета «Русскiй инвалидъ» за 18 июля, «Зеленые щеки апреля».

Запоминающейся работой этого периода стала его постановка к 10-летнему юбилею театра — «Счастливые дни» С. Беккета, решенная как «русская драма», в которой песчаный холм Винни преобразился в диссидентскую кухню.

В нулевых театр возглавил Алексей Янковский, который осуществил в «Особняке» постановки по пьесам Клима, сделав главными темами постановок творческое самопознание и самосознание театра.


Художественный метод обогатился, разомкнутое пространство и особый метод импровизации, закрепился и стал магистральным подходом к созданию спектакля, передавшийся от режиссера к режиссеру.

Новый худрук Алексей Слюсарчук продолжил выбранную стратегию. Актер, работавший когда-то вместе с Андреем Могучим в спектакле «Гамлет-машина», соединил в своем режиссерском творчестве черты предшественников.

Подчеркнутая индивидуальность, расширение сугубо сценическими средствами понятия театрального, как такового, отличали постановки Алексея Слюсарчука, составившие костяк репертуара 2002-06 г. г. Взяв за основу произведения выдающихся авторов XX века, — М. Павича, Дж. Джойса, М. Фриша, — режиссер попытался вдумчиво, последовательно и искренне рассмотреть жизнь и поступки человека в сложных, неоднозначных обстоятельствах человеческих отношений.


Начинал с хулиганского спектакля «Внутренняя жизнь твердых предметов, или ВЖТП», где актеры сидели на ступенях рядом со зрителями и попивали коньячок, затем пришел к медитативной постановке «Дао-дэ цзин».

В основу сценических постановок «Особняка» лег «метод свободных ассоциаций», придуманный Слюсарчуком для помощи актерам во время тренингов. Перед произнесением ключевых монологов, исполнителям в его постановках разрешено взять своеобразную паузу, которая заполняется ассоциативным импровизированным текстом, либо фрагментом из другого произведения. Своеобразная подготовка, напоминающая по сути знаменитую «предыгру» Мейерхольда, позволяет лучше настроиться на нужную тему, дает актеру необходимую свободу.


Ярким примером служит постановка «Король умирает», которую театр «Особняк» поставил в 2008 году. Солирующий Дмитрий Поднозов, играющий короля, балансирует на грани интерактивного и абсурдистского театра, перемежая текст Ионеско забавным многословным импровизированным бредом.

Последние постановки театра «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, «Как говорил Заратустра» по Ф. Ницше и К. Г. Юнгу, «Однажды летним днем» Ю. Фоссе и «Посторонний» А. Камю развивают и наследуют принципы, на которых строили свою работу работающие а театре «Особняк» режиссеры. Театр по-прежнему делает ставку на трудный для восприятия философский материал, чтит театральный эксперимент, который сопровождается глубокой актерской игрой, полагая, что существующий особняком театр всегда найдет «своего» заинтересованного и неравнодушного зрителя. И, похоже, не ошибается.

Фото
Cпектакли
  • Драма
  • Алексей Слюсарчук
  • 2012
  • 93 мин

Театр «Особняк»

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть