Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Театр «Особняк»

Категория: Драматический
Город: Санкт-Петербург
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр-кт. Каменноостровский, д. 55
Телефон: 78122342531
Паспорт объекта
Санкт-Петербургский театр «Особняк» был создан 1 июня 1989 года. Крохотная камерная сцена «Особняка» похожая по размеру на бывшую жилую квартиру в доме на Каменноостровском проспекте сразу обратила на себя внимание зрителей и критиков, благодаря оригинальным постановкам художественного руководителя Игоря Ларина.

Несмотря на переломный период в жизни страны, когда люди перестали ходить в театры — исторические события были любопытней вымышленных —"Особняк" избрал для себя заведомо трудную задачу, встав на путь эксперимента.
Театр-студия, театр-клуб, актуальный театр, рождающийся на глазах публики. На экспериментальной площадке шли неформатные, нестандартные спектакли и перфомансы по классической и современной драматургии, рассчитанные на интеллектуального, «продвинутого» зрителя, приходящего в театр не для того, что бы развлечься, а сопереживать, мыслить. Он становился участником действия, в которое его деликатно включали актеры театра.


Камерное пространство требовало от участников спектаклей максимально органичного существования на сцене, ведь зрители находились от них на расстоянии вытянутой руки, любая фальшивая нота не ускользала от их внимания.

Игорь Ларин с особой доскональностью изучал классические тексты, заставляя их звучать современно и одновременно по-новому. Режиссер изучал творческий метод Всеволода Мейерхольда, проводил с актерами занятия биомеханикой и другими методиками величайшего театрального реформатора ХХ века. На основе совместных лабораторных наработок были сделаны самые яркие спектакли Театра «Особняк» начала 90-х: «Звуки смерти, или Сон о вишневом саде» по А. Чехову, мелодрама «Искушение святого Жерома» по И.Босху и П.Брейгелю, «Омрачение» по «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского, «Лес А.Островского», драматический балет «Петрушка» на музыку А. Шнитке.


«Особняк» одним из первых начал работать на стыке жанров, совмещая актерскую игру с танцем, пластическую импровизацию и пением. В 1995 году, Ларин покинул созданный им театр, и ему на смену пришел другой видный театральный режиссер — Владимир Михельсон.

Михельсон принес в «Особняк» современную драматургию, с 1996 по 1999 на сцене театра были осуществлены постановки по нескольким пьесам неизвестного тогда Михаила Угарова: «Правописание по Гроту», «Истребитель», «Газета «Русскiй инвалидъ» за 18 июля, «Зеленые щеки апреля».

Запоминающейся работой этого периода стала его постановка к 10-летнему юбилею театра — «Счастливые дни» С. Беккета, решенная как «русская драма», в которой песчаный холм Винни преобразился в диссидентскую кухню.

В нулевых театр возглавил Алексей Янковский, который осуществил в «Особняке» постановки по пьесам Клима, сделав главными темами постановок творческое самопознание и самосознание театра.


Художественный метод обогатился, разомкнутое пространство и особый метод импровизации, закрепился и стал магистральным подходом к созданию спектакля, передавшийся от режиссера к режиссеру.

Новый худрук Алексей Слюсарчук продолжил выбранную стратегию. Актер, работавший когда-то вместе с Андреем Могучим в спектакле «Гамлет-машина», соединил в своем режиссерском творчестве черты предшественников.

Подчеркнутая индивидуальность, расширение сугубо сценическими средствами понятия театрального, как такового, отличали постановки Алексея Слюсарчука, составившие костяк репертуара 2002-06 г. г. Взяв за основу произведения выдающихся авторов XX века, — М. Павича, Дж. Джойса, М. Фриша, — режиссер попытался вдумчиво, последовательно и искренне рассмотреть жизнь и поступки человека в сложных, неоднозначных обстоятельствах человеческих отношений.


Начинал с хулиганского спектакля «Внутренняя жизнь твердых предметов, или ВЖТП», где актеры сидели на ступенях рядом со зрителями и попивали коньячок, затем пришел к медитативной постановке «Дао-дэ цзин».

В основу сценических постановок «Особняка» лег «метод свободных ассоциаций», придуманный Слюсарчуком для помощи актерам во время тренингов. Перед произнесением ключевых монологов, исполнителям в его постановках разрешено взять своеобразную паузу, которая заполняется ассоциативным импровизированным текстом, либо фрагментом из другого произведения. Своеобразная подготовка, напоминающая по сути знаменитую «предыгру» Мейерхольда, позволяет лучше настроиться на нужную тему, дает актеру необходимую свободу.


Ярким примером служит постановка «Король умирает», которую театр «Особняк» поставил в 2008 году. Солирующий Дмитрий Поднозов, играющий короля, балансирует на грани интерактивного и абсурдистского театра, перемежая текст Ионеско забавным многословным импровизированным бредом.

Последние постановки театра «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, «Как говорил Заратустра» по Ф. Ницше и К. Г. Юнгу, «Однажды летним днем» Ю. Фоссе и «Посторонний» А. Камю развивают и наследуют принципы, на которых строили свою работу работающие а театре «Особняк» режиссеры. Театр по-прежнему делает ставку на трудный для восприятия философский материал, чтит театральный эксперимент, который сопровождается глубокой актерской игрой, полагая, что существующий особняком театр всегда найдет «своего» заинтересованного и неравнодушного зрителя. И, похоже, не ошибается.

Фото
Cпектакли
  • Драма
  • Алексей Слюсарчук
  • 2012
  • 93 мин

Театр «Особняк»

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

Шесть вечеров подряд в музее будет звучать классика.

Подробнее

Выставка «Венеция Ренессанса» пройдет в ГМИИ им. Пушкина.

Подробнее

Фестиваль стартует в Сочи 7 июня.

Подробнее

Мероприятия будут идти все лето.

Подробнее

Фотографии легендарного военного корреспондента в режиме дополненной реальности.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть