Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

Категория: Драматический
Город: Москва
Адрес: Тверской б-р, 23/1
Телефон: 74956941289, 74956501896
Паспорт объекта
История Московского драматического театра им. А.С. Пушкина и история здания, в котором он работает с первого дня своего существования,- не одно и то же. Трудность объясняется тем, что Театр имени Пушкина по некоторым признакам может считаться наследником работавшего в этом особняке с 1914 по 1949 гг. Камерного театра, хотя по некоторым обстоятельствам принципиального характера Театр имени Пушкина должен был перечеркнуть это отринутое партией и правительством театральное прошлое.

Основатель и бессменный руководитель Камерного театра А.Я.Таиров сам написал заявление об уходе, с ним вместе покинула театр и его жена, великая актриса А.Г. Коонен. За несколько месяцев в здании был проведен ремонт, уничтоживший следы реконструкции, проведённой в 30-х по проекту архитектора К. Мельникова, о таировском прошлом и Камерном театре сегодня напоминают лишь несколько афиш в витринах, да старинные кресла в фойе второго этажа — мебель из кабинета Таирова.


Театр имени Пушкина официально открылся в 1950 году. Первый главный режиссер театра — народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии Василий Ванин. Ему, человеку талантливому, «партия приказала» построить новый, советский театр. Первая премьера, которую театр сыграл 21 октября 1950 года, — «Из искры» Ш. Дадиани, о молодости Сталина, вторая — ее сыграли буквально через несколько дней после первой — «Украденное счастье» И. Франко. В 1951 году Ванин поставил музыкальный спектакль «Джон — солдат мира» Ю. Кроткова о судьбе певца Поля Робсона и «Свадьбу Кречинского» А. Сухово-Кобылина, где сыграл свою последнюю роль — Расплюева. Спектакль остался в истории благодаря снятому на его основе фильму-спектаклю. Ванин умер в 1952 году. Среди поставленных им за год спектаклей была и сказка «Аленький цветочек», идущая в Театре Пушкина уже больше 60 лет и выдержавшая более 5000 представлений. Год, с 1952-го по 1953-й, театр возглавлял Б.А. Бабочкин. Он пригласил Алексея Дикого поставить пьесу Салтыкова-Щедрина «Тени» и сыграл в нем Клаверова. Пугающая злободневность Щедрина долго мешала сыграть уже готовую премьеру, Бабочкин в результате вынужден был покинуть театр, а «Тени» еще долго играли и с большим успехом. В 1953-1960 гг. Театром им. А.С. Пушкина руководил И.М. Туманов, при нем в афише появился «Иванов» в постановке М.О. Кнебель, в котором Иванова сыграл выдающийся актер Б.А. Смирнов. Критики писали, что «Иванов Б. Смирнова не ноет, не жалуется, не хандрит. Он беспощадно казнит самого себя. Казнит с полной душевной откровенностью, трогательно и честно» (М. Строева).


В эти годы в постановке Туманова вышли спектакли «Мария Тюдор» В. Гюго, «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Трасса» И. Дворецкого, а Н.В. Петров в эти же годы выпустил «Игрока» Ф.М. Достоевского, «Как важно быть серьезным» О. Уайльда. В этих спектаклях играли Ф.Г. Раневская, О.А. Викландт, Б.П. Чирков, М.М. Кузнецова, Н.К. Прокопович и другие. Раневская, которая пришла в труппу по приглашению Туманова, почти за 10 лет сыграла монашку в спектакле «Изгнание блудного беса» А.Н. Толстого, Антониду Васильевну в «Игроке», донью Эухению — в «Деревья умирают стоя».


В 1960 году в театре начинается новая эпоха — Б.И. Равенских. Первый же его спектакль — легкая комедия «Свиные хвостики» Я. Дитла — в руках режиссера превратилась в настоящий фейерверк режиссерских трюков. В 1962 по заказу театра Михаил Светлов написал свою версию по мотивам пьесы «Романьола» Л. Скурацина. Это была история Ромео и Джульетты 20 века, в мире, поделенном фашистами надвое. Леонид Марков сыграл в этом спектакле молодого крестьянина Микеле, которого любовь превращает в художника. Марков становится чуть ли не главным проводником режиссерских идей Равенских. Он сыграл Тимошку Рваного в «Поднятой целине» (1965) — героя вроде бы отрицательного, но и тут режиссеру важен был положительный заряд, лирический мощный талант Маркова. В этом спектакле сыграли свои лучшие роли Ю. Горобец (Давыдов), А. Кочетков (Нагульнов), Т. Лякина (Варюха)...


В «Днях нашей жизни» Л. Андреева у Б. Равенских свою первую роль офицерика Миронова сыграл Валерий Носик. Последний спектакль Равенских в Театре им. Пушкина — «Драматическая песня» по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». Жанр спектакля был изложен в названии, а целые сцены шли вообще без слов — спектакль говорил музыкой, пластикой, светом. После ухода Равенских, с 1971 по 1978 годы театром руководил Б.Н. Толмазов. Один из ярких его спектаклей — «Судьба человека» по Шолохову, где главную роль необычайно сдержанно, пряча все эмоции внутри, сыграл Афанасий Кочетков. В эти годы в театре первые свои спектакли поставили Светлана Врагова («Пятый десяток» А. Белинского и «Ждем человека» Р. Солнцева) и Алексей Говорухо. Вскоре после «Разбойников» Шиллера Говорухо назначили главным режиссером театра. В 1981 г. он поставил «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского, где главные роли сыграли только что пришедшие в труппу Александр Пороховщиков и Светлана Мизери.


В середине 80-х, с 1983 по 1987 годы, театром руководил Б.А. Морозов, при нем вышли «Мотивы» М. Ворфоломеева, «Луна в форточке» Р. Феденева по ранним произведениям М. Булгакова, «Я — женщина» В. Мережко, «Иван и Мадонна» А. Кудрявцева с выдающимся актером Георгием Бурковым в главной роли. Бурков пришел в театр по приглашению Морозова. И сыграл всего две роли: проходимца Беламота в спектакле «Луна в форточке» и Ивана в спектакле «Иван и Мадонна».


Новая жизнь началась в 1987 году, с приходом к руководству Ю.И. Ерёмина. Первый же его спектакль — «Палата№ 6», перенесенная сюда из Театра Армии, стала шоком. Выгородка-павильон, внутри которой актеры импровизировали на темы чеховской повести и зрители, которые смотрели на происходящее сквозь щели между досок в этом наскоро сколоченном «вольере». «Подонки» Я. Гловацкого, «Бесы» по пьесе А. Камю, «Разбитое счастье» («Светит, да не греет») А. Островского и Н. Соловьева, «Черный монах» по А.П. Чехову, «Эрик ХIV» Стриндберга, — новый репертуар. Новый актеры: Ерёмин приглашает в свои спектакли выпускницу ГИТИСа Ирину Бякову, народного артиста России В.В. Гвоздицкого, народного артиста России В.А. Баринова, Г.Г. Тараторкина, Н.И. Пастухова.


В 2001 году худруком театра стал Р.Е. Козак, и ему заново пришлось возрождать интерес к этому театру, заметно потерянный за несколько предшествовавших лет. Первый же его спектакль — на малой сцене — «Академия смеха» стал настоящей сенсацией сезона. В спектакле играли приглашенные режиссером Андрей Панин и Николай Фоменко. В «Ромео и Джульетте» в новом переводе Осии Сороки Козак вывел на сцену молодое поколение, а главные роли отдал дебютантам — Александре Урсуляк и Сергею Лазареву. В Филиале КириллаСеребренникова выпустил спектакль по пьесе М. Равенхилла «Откровенные полароидные снимки», с Евгением Писаревым в одной из главных ролей. При Козаке на сцену Театра им. Пушкина выходят О. Мысина, А. Феклистов, К. Райкин...


Последний спектакль Козака — «Бешеные деньги» А.Н. Островского, впервые сыграли 11 мая 2010 г., премьера прошла с огромным успехом. А 28 мая Козака не стало.


В июне 2010 г. худруком Театра имени А.С. Пушкина назначен Евгений Писарев.

Фото
Cпектакли
  • Драма
  • Борис Равенских
  • 1971
  • 165 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Мелодрама
  • Юлия Меньшова
  • 2011
  • 99 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Комедия
  • Эдуард Кольбус
  • 1991
  • 139 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Драма
  • Оскар Ремез
  • 1972
  • 142 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Драма
  • Евгений Писарев
  • 2013
  • 128 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Драма
  • Алексей Говорухо
  • 1974
  • 151 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Комедия
  • Юрий Еремин
  • 1991
  • 89 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Драма
  • Борис Равенских
  • 1971
  • 173 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Комедия
  • Алексей Золотницкий
  • 1953
  • 152 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

Прямая трансляция 29 марта, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

«Леди-джаз посвящается». К 100-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд. Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема.

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

На сайте собраны популярные рассказы, а также уникальные биографические материалы.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть