Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского

Драматический
Категория: Драматический
Город: Кострома
Адрес: пр-т Мира, 9
Телефон: 74942515288
Паспорт объекта
История театра восходит к началу XIX века, когда в старинном купеческом городе один за другим стали появляться любительские крепостные труппы, а к сезону-1808/09 одна из них стала регулярно функционировать. Сейчас это сложно представить, но репертуар этого молодого провинциального театра, созданного на базе театра крепостного, состоял из названий, и сегодня сделавших бы честь любой труппе.
Тут были и трагедии Еврипида, и комедии Плавта, и великие тексты Шекспира, Мольера и Гольдони, и русская классика того времени от Сумарокова до Фонвизина. А спустя три года, во время трагических событий войны 1812 года, именно сюда был эвакуирован Московский императорский театр, показавший местным актерам тот уровень артистизма и профессионализма, к которому отныне костромичи и стремились. Тем более что и в последующие годы на подмостки Костромского театра не раз выходили многие знаменитые актеры, среди которых были и Михаил Щепкин, и Мария Ермолова.

Правда интерес к театру у города несколько снизился к середине XIX века, но связано это было не столько с равнодушием публики, сколько с отсутствием у театра постоянного хозяина и руководителя, который мог бы умело направлять репертуарную политику. К слову, с финансами на тот момент тоже не все обстояло благополучно. Но к 1860-м годам положение начало понемногу выправляться. Постоянные столичные гастролеры все-таки всколыхнули в горожанах потребность в своем собственном постоянном театре. И уже в 1963 году на пожертвования костромских театралов на Павловской улице было возведено здание театра, которое, к слову, и сохранилось до наших дней. Тогда это была одноэтажная постройка с крупным мезонином. В средней части фасада располагался четырехколонный крытый проход, а по бокам были крыльца-подъезды в виде полуротонд с колоннами. Спустя столетие, в 50-е годы XX века, это старое здание обстроили с трех сторон и, главное, надстроили фронтон.

Примерно в этот период в афише театра начинают появляться пьесы Островского, и к сегодняшнему дню все они (за исключением «Пучины») в то или иное время были поставлены на костромских подмостках. Именно с этим фактом, а также, безусловно, и с тем, что Островский сам является коренным костромичом, связано присвоение в 1923 году театру имени великого драматурга.

Состав труппы постоянным не был — театр действовал по принципу антрепризы, а потому каждая смена стоящего во главе театра антрепренера влекла за собой и почти полную смену труппы. Соответственно, и успехи театра были весьма и весьма неровными. В результате к 1917 году положение театра резко ухудшилось — сказывалось и низкое творческое состояние труппы, и неудачное формирование репертуара. Так что необходимость театральных перемен совпала с глобальными переменами в жизни страны.

И если некоторое время после Октябрьской революции костромской театр еще держался на антрепризной традиции, то вскоре традиции эти были окончательно уничтожены. Взамен предлагались мероприятия для масс в духе «синеблузников», многочисленные агитки и прочие радости. Чуть позднее, с пришедшим пониманием необходимости все-таки развивать театральное искусство, в Кострому, как и в ряд других провинциальных городов, был направлен столичный «десант». Так, в 1918 году на местных подмостках состоялись гастроли МХТ, а позднее создана и театральная студия под руководством А.Д. Попова.

Театральная жизнь постепенно налаживалась. Основу труппы составили из части актеров Петроградского Малого театра во главе с Ю.М. Бонди, который, к слову, в лучших мейерхольдовских традициях осуществил на костромской сцене первую постановку пьесы Александра Блока «Роза и Крест».

Дальше жизнь театра развивалась по накатанным рельсам стандартного советского театра, пока Великая Отечественная война не внесла свои коррективы. С ее началом было принято решение закрыть театр. Однако труппа при поддержке партийного руководства воспротивилась и несколько дней при переполненном зале доказывала руководству свое право на творческую жизнь. И доказала.

50-е годы для Костромского театра навсегда будут связаны с именем художественного руководителя В.И. Иванова — режиссера, буквально влюбленного в драматургию Островского. 60-е годы запомнятся бесконечной чередой главных режиссеров, а начало 70-х пройдет под именем Петра Слюсарева, с чьей подачи в 1973 году возникла идея каждые пять лет проводить Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме». Причем начиная с 2008 года фестиваль этот стал ежегодным.

80-е годы стали временем, когда Костромской театр уверенно заявил о себе на многочисленных фестивалях, конкурсах и смотрах, а также много гастролировал по стране. В 1987 году за исполнение роли Вассы Железновой актрисе Солнцевой и режиссеру В.А. Симакину за постановку этого спектакля была присуждена Государственная премия РСФСР.

На рубеже тысячелетий Костромской театр наконец получает статус государственного и в новом веке все более и более уверенно заявляет о себе на российском пространстве. С приходом же в 2007 году на пост главного режиссера Сергея Кузьмича спектакли театра и вовсе уже неоднократно номинировались на высшую театральную премию страны «Золотая маска».
Фото
Cпектакли
  • Трагедия
  • Сергей Кузьмич
  • 2012
  • 162 мин

Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского

Другие места учреждения ОГБУК «Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского»
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть