Выставки

Выставка «Православное искусство земли Рыбинской XIV-XXI веков»

Событие завершилось
6+

4 февраля в Рыбинском музее-заповеднике открылась новая выставка «Православное искусство земли Рыбинской XIV-XXI веков». Здесь представлены уникальные произведения иконописи, книжности, предметы церковного обихода из драгоценных металлов, шитья, медно-литой пластики из собрания Рыбинского музея-заповедника. Все они воплощают величие духа, глубину веры и высоту мастерства создавших их художников, имена которых чаще всего неизвестны.

Впервые выставка охватывает восемь столетий развития православного искусства на Рыбинской земле с ХIV по XXI век: от самых древних нагрудных литых иконок и крестов до новейших иконографий нынешнего века, и от общепризнанных шедевров Средневековья до раритетов Нового времени. Большинство экспонатов датируется XVIII–XIX столетиями — временем экономического и культурного расцвета Рыбинска. Именно поздняя икона придает рыбинскому музейному собранию иконописи неповторимый облик, свое узнаваемое лицо.

Выставка обширна и насыщенна. Только икон на выставке около 60 — из почти 500 икон музейного собрания. Хотя, конечно, это лишь малая часть неисчерпаемой сокровищницы духовной культуры нашего края с ее святынями и святыми. Здесь есть и ярославские образы общерусского почитания — Богоматери Толгской письма ярославского священника Иоанна Андреева 1740-х годов, святителя Димитрия Ростовского, святых ярославских князей Федора, Давида и Константина; и исключительно местночтимые образы — Спаса Всемилостивого Романов-Борисоглебского, Богоматери Югской и «Прибавления ума», основателей монашеских обителей нашего края — преподобных Адриана Пошехонского, Дорофея Югского, Кассиана Угличского 1739 года.

Выставка построена по разделам, отражающим источники поступлений в музей памятников: «храмы Рыбинска и окрестностей», «усадебные собрания местных дворян», «монастыри земли Рыбинской».

Среди храмовых икон поражают редчайший памятник XVI века с житием византийского святого Иоанна Синайского «Видение лествицы», захватывающий монументальным размахом письма и зрелищностью богословия в красках, и образ греческого извода Богоматери Киккской 1693 года — пока единственный образец письма рыбнослободского иконописца Леонтия Тюменева. Впечатляют и иконы XIX века: «Притча о милосердном самарянине» — зримо воплощенной красотой евангельской мудрости, образ «Огненного восхождения пророка Илии» — «горящими жаром» красками небесного пламени, икона палешанина И.Удалова «Крещение Господне» 1907 года — эфемерной таинственностью в облике небесных вестников.

Рыбинцы увидят небольшие, домашние по духу и назначению иконы из усадеб местных дворян Мусиных-Пушкиных, Михалковых, Тишининых, Делло, Ухтомских. Дворянские иконы святых покровителей того или иного рода составляют некую «небесную родословную» семейства в красках. Обилие на них владельческих надписей дополняет земную биографию владельцев. Сами сюжеты икон: преп. Кассиан Угличский, «Явление Богородицы преп. Сергию Радонежскому», «Обитель соловецких чудотворцев» отражают карту паломнических странствий представителей просвещенного сословия. В иконах из «дворянских гнезд», подчас не уступающих столичным уровнем мастерства и новаторством, достигает апогея стиль барокко.

Монастырские иконы поступили в музей, в основном, из Югской Дорофеевой пустыни под Рыбинском. Среди них есть самобытные иконы местных мастеров c редким сочетанием архаизма образного строя и изысканности в деталях. Ряд икон рубежа XVII-XVIII веков ориентированы на традиции царских мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возможно, они были привезены в обитель уже в XIX веке, в период ее процветания.

В отдельный раздел выделены иконы «романовских писем» конца XVIII-первой половины XIX века из старообрядческого центра Романова-Борисоглебска — местной традиции иконописания некогда знаменитой, но сохранившейся неполно, открытой заново на рубеже XX-XXI веков. Имена мастеров на романовских иконах из рыбинского собрания отсутствуют, но по манере письма икону «Благовещения» исследователи относят к произведениям лучшего иконописца-романовца Максима Архиповского. Романовские иконы «Преображение», «Богоматерь «Благодатное небо»», «Сретение», «Святитель Николай» отличаются тончайшей миниатюрностью, виртуозным рисунком геометрически правильных форм с гибкими контурами складок, полнокровными орнаментами, самоценно-красивыми оттенками малиновых, перламутрово-охристых, сливово-серых, густо травяных в колорите.

На выставке можно видеть исполненные в стиле модерн шитые хоругви, плащаницу и уникальный образ мученицы Ираиды — фрагменты убранства домовой церкви детского воспитательного приюта в Рыбинске, названного в честь купцов-благотворителей Н.И. Тюменева и А.Г. Баскаковой. Церковь располагалась в верхних этажах дома по ул. Чкалова/ 25 и была расписана артелью учеников Московского Строгановского училища под руководством В.Е. Егорова (1878-1960) — в будущем известного мастера кино-декорационного жанра, народного художника РСФСР. За свою дипломную работу — проект иконостаса приютской церкви в Рыбинске — Егоров был удостоен золотой медали.

Ценная реликвия — на первый взгляд неприметный образок Богоматери Тихвинской 1897 года с загадочной надписью на обороте «11 октября 1897 г., Гефсиманскiй скитъ. благословенiе о. Варнавы. А.У.». Оказывается, эта икона связывает едиными нитями нас сегодняшних с новомучениками и подвижниками благочестия ХХ века: нашего земляка епископа Андрея (князя Александра Ухтомского), расстрелянного в Волголаге, чтимого в лике святых в Уфимской и Казанской епархиях РПЦ, благословил прозорливый старец преп. Варнава Гефсиманский — духовный отец преп. Серафима Вырицкого, схиархимандрита Захарии, епископа Трифона (Туркестанова), философа К.Н. Леонтьева и др. Известно, что отец Варнава предрек будущее царю Николаю II и благословил на принятие мученичества.

Особый новый раздел выставки составляют произведения современных рыбинских иконописцев и ювелиров, продолжающие славные традиции церковного искусства Рыбинской земли. Это иконы местных святынь и святых: икона «Святой праведный воин Федор Ушаков» написана в мастерской «Лик» под руководством С.Б. Гусарина, «Богоматерь Ярославская» принадлежит письму Ольги и Александра Калининых, «Богоматерь Леушинская» и «Преп. Серафим Вырицкий» исполнены ювелиром Ириной Соловьевой. Этот раздел будет сменным.

Открытие выставки православного искусства из коллекций Рыбинского музея — большое и долгожданное событие для Рыбинска. Выставка — итог многолетней работы реставратора Е.А. Расторгуевой и искусствоведа И.Л. Хохловой по реставрации, изучению и публикации собрания.

Сведения предоставлены организацией «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна