Войти Версия для слабовидящих
Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

0+

Выставка «Повседневные и праздничные молитвенники в собрании библиотеки Шнеерсона»

 
с 22 января до 29 февраля Все расписание

В читальном зале отдела РГБ в Еврейском музее и Центре толерантности открыта выставка повседневных и праздничных молитвенников из собрания библиотеки Шнеерсона. Она подготовлена в сотрудничестве с Исследовательским центром Еврейского музея.

Всего в собрании Шнеерсона около сорока молитвенников, которые принято разделять на сиддуры и махзоры. Из них для выставки были отобраны три махзора и шесть сиддуров.

Сиддуры (от ивритского корня «седер» – порядок) – это сборники ежедневных молитв и благословений. С XI века они начинают снабжаться комментариями, объяснениями молитв и правилами их чтения. В восточноевропейских странах в сиддурах печатался перевод текстов молитв и комментарий к ним на идише: в основном, он предназначался для женщин, которые, в отличие от мужчин, могли не знать иврита. Сиддуры были одними из наиболее часто используемых книг в еврейской культуре, поэтому их сохранилось немного. Впервые их начали печатать в Италии и Испании в конце XV века. Современные сиддуры публикуются с переводом и транслитерацией молитв.

Махзор («цикл» или, буквально, «возвращение») – это сборник праздничных молитв. Сначала различие между сиддуром и махзором не проводилось. Оно появилось, лишь начиная с XIII века в Европе, однако и по сей день нечеткое: в сиддурах на весь год собраны все молитвы – как регулярные, так и праздничные, а в некоторых сефардских общинах махзором и до сих пор называют любой молитвенник.

Безусловно, хит нынешней выставки – экземпляр первого молитвенника, изданного основателем движения Хабад раби Шнеуром Залманом в 1803 году и известного как Шкловский сиддур. Он был обнаружен в марте этого года в коллекции Шнеерсона в процессе описания. Пока это единственный из известных экземпляров данного молитвенника. Предполагается, что это легендарное первое издание данного сиддура, который до нынешнего момента был известен только в переизданиях.

Молитвенник переиздавался огромное множество раз, и нередко печатники привносили в его текст что-то свое. После обнаружения Шкловского сиддура в коллекции Шнеерсона у исследователей появилась возможность сравнивать все более поздние издания молитвенника с первоисточником.

На выставке представлен и самый старый молитвенник в коллекции Шнеерсона – «Махзор ле-коль га-шана», изданный в Венеции в 1600 году. В нем собраны праздничные молитвы на осенние праздники (Рош га-Шана, Йом Киппур, Суккот). Особенность молитвенника в том, что текст в нем снабжен кратким комментарием, который находится сбоку на внешней части страницы, что делает страницу Махзора похожей на страницу Талмуда. Одно из немногих визуальных отличий состоит в том, что текст молитв (квадратным шрифтом по центру или на внутренней части страницы) огласован, в отличие от текста Талмуда.

Три карманных молитвенника на выставке относятся к XVIII веку и напечатаны в крупных торговых городах: «Тфиллот га-моадим», изданный в Амстердаме в 1740 году, Махзор 1737 года из Гамбурга и «Тфиламе-коль шана» из Амстердама 1755 года. Неудивительно, что именно на пересечении торговых путей возникали еврейские типографии и публиковались подобные книжки в мини-формате: еврейские купцы часто оказывались вдалеке от дома, а небольшие книжки хорошо продавались, поскольку были удобны в перевозке.

Еще три молитвенника на выставке напоминают об интересных страницах истории еврейского книгопечатания на территории Российской империи в XVIII-XX вв. Это «Махзор: хелек хамиши, хаг Шавуот» (Вильна, 1902), «Сиддур Шеар га-Шамаим» (Варшава, 1882) и «Сиддур тфила ке-минхаг Сфарад: хелек ришон» (Перемышль, 1892). После завершения наполеоновских войн по решению Венского конгресса к России отошла часть герцогства Варшавского, где проживало около 200 тысяч евреев. На этой территории действовали еврейские типографии с вековыми традициями, а теперь появились новые, в том числе в Вильно и Варшаве. Книги на выставке были изданы именно в таких местах.

Своеобразным комментарием к изданиям служат артефакты из фондов Еврейского музея, относящиеся к разным периодам XIX века: праздничный ритуальный рог шофар, декоративная тарелка из Польши с редкой надписью на западном идише, серебряный стаканчик и портретные изображения раввинов, которыми часто украшали дом. Без этих предметов невозможно представить ни один еврейский праздник с молитвой.

Расписание

  • Понедельник: c 12:00 до 22:00
  • Вторник: c 12:00 до 22:00
  • Среда: c 12:00 до 22:00
  • Четверг: c 12:00 до 22:00
  • Пятница: c 10:00 до 15:00
  • Воскресенье: c 12:00 до 22:00
  • ...

Цена

Вход свободный

Контакты

Москва, Ул. Образцова, 11, стр. 1а
74956450550
Событие выгружено автоматически. Портал «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал.
Читать подробнее
Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть