Выставки

Выставка работ Виктора Каткова

Событие завершилось

Виктор Катков готовился отметить свое 75-летие ретроспективной выставкой, где нашлось бы место для первых живописных работ. Он часто ездил на этюды в Макарьев, Сусанино, Буй, но больше всего любил Колгору. Там написано много пейзажей, там захватила его воображение удивительная в своей простоте и ясности стихия деревенской жизни. Он спешил оставить память о том, без чего невозможно было обходиться крестьянину испокон веков. Добротные рубленые дома, дворы с хлевами для скота и каретные сараи, амбары, погреба, бани, стога сена и телеги, сани, деревянные вилы и ухваты, глиняные кувшины и корчаги, и расписные интерьеры изб.

Это не дотошные зарисовки этнографа. Это взгляд художника, увидевшего за полезной стороной предмета еще и его красоту, отшлифованную творчеством десятков поколений. Это огромный пласт жизни, культура ремесла, доведенная до совершенства, то, что составляет народное искусство.

Кто из нас не наблюдал за работой мастера. Она завораживает, и от нее трудно оторваться. Такой же умелой, мастерской является работа художника. И не сюжет уже интересен, а то, как сумел художник всего несколькими мазками кисти передать отражение в воде, стремительный бег струй через плотину или облаков по синему небу.
Легкость и точность линии, штриха карандаша, особенный характер наложения мазков и ударов кисти, гармония или декоративная напряженность цвета в соответствии с сюжетом или настроением в пейзаже — все это составляющие творческого почерка художника, предмет исканий целой жизни. И, если случилось добиться такого результата, то жизнь удалась, наследие будет жить долго.

Катков, как живописец, узнаваем, но это не узнаваемость повтора, привычного метода, набора приемов; его почерк в особой эстетике профессионализма. Он виртуозный рисовальщик, и экспрессия линии, штриха, передающая нерв работы, движение карандаша, мелка пастели в его работах столь же важны, как и сам замысел, смысл и образ.

Современная живопись рассматривает реальность как отправную точку. Переживания художника, его духовная жизнь — основа искусства. Смысл, содержание живописи в ней самой: композиция, фактура, стиль. Отсюда уход от предмета в область беспредметности, абстракции. Живопись все больше находит общего с музыкой.

Живопись и графика не единственные виды искусства, которым отдал свой талант В. Катков. Он первым в Костроме начал делать витражи для оформления интерьеров общественных зданий. Цветное стекло в контуре свинцовой обкладки: декоративные композиции с растительными побегами и геометрические узоры, гладкое листовое стекло и вставки запеченного, рельефного стекла. Ему всегда было интересно экспериментировать с этим материалом, менять его фактуру, прозрачность, обогащать рельефом другого цвета.

Совместная работа с мастером народной керамики М.А. Тепловой над проектом фонтана в зимнем саду профилактория Костромаэнерго стала началом их многолетнего творческого содружества. Результат — коллекция авторских работ: вазы, сосуды, панно с использованием шамота и глазурей.

В.С. Катков — участник многих экспедиций сотрудников музея-заповедника по изучению и сбору произведений народного искусства. Крестьянские росписи в интерьерах изб и на деревянных бытовых предметах стали семейным увлечением. Он сделал множество зарисовок, копий, росписей в избах Буйского, Вохомского, Павинского, Боговаровского районов (в собрании музея-заповедника). Освоив приемы живописных росписей, применял их в проектах интерьеров кафе, столовых, разрабатывал сувениры. Статьи и доклады о костромских росписях в крестьянских избах опубликованы С. Катковой в разных сборниках, журналах.

В. Катков в последнее время с увлечением работал над проектами с использованием кованого и сварного металла. Однако исполнить в материале удалось только композицию «Предвестники рассвета» (совместно с Н.А. Касаткиным). Он работал до конца. Ушел из жизни, оставив значительное наследие. В эскизах и проектах много замыслов, которым не суждено сбыться.

Сведения предоставлены организацией Муниципальная художественная галерея г. Костромы и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна