Выставка «Отваренная мечта»
Предновогодняя суета заставляет нас подумать о подарках друзьям, близким и себе любимым. Женская мечта — о парфюмерии, мужская — о машинах, общая — о новой квартире; пылесосы, продукты — это то, о чем мы, прежде всего, думаем перед праздником.
«Отоваренная мечта» — экскурс и исследование взаимоотношений дефицита и рекламы в нашей стране с начала 1920-х до середины 1990-х годов.
Октябрьский переворот, Первая мировая война и Гражданская война уже к 1918 году привели к тому, что страна, лежавшая в разрухе, столкнулась с проблемой тотального дефицита продуктов питания, одежды, предметов быта и предметов первой необходимости.
Новая экономическая политика — НЭП немного и ненадолго помогла справиться с проблемой дефицита, покончить с которой удалось только к середине 90-х годов. С появлением дефицита в Стране Советов появилась и советская реклама. Эта реклама не просто демонстрировала книги и зубную пасту, галоши и майонез, соки, шампанское и черную икру, пылесосы и полотёры, телевизоры, автомобили и, конечно, советскую парфюмерию, но и в каждом рекламном плакате создавала имидж счастливого общества изобилия, который должен был подкреплять главный советский лозунг: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».
На выставке представлены фотографии, отражающие то, как менялось время в СССР с начала и до конца ХХ века. Их авторы — классики российской фотографии, такие как Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Виктор Ахломов и многие другие. Одновременно на выставке представлены плакаты замечательных советских художников, в том числе и Александра Родченко.
Для того чтобы добыть предмет мечты, было недостаточно работать и зарабатывать деньги. Для достижения «мечты» приходилось менять галоши на ткани, ткани на пылесос… Дальше все это менялось на дефицитные книги, потом на билеты в театр, дефицитный холодильник или дефицитную машину…
На выставке установлено много мониторов с отрывками из классики советского кино, где тема «Отоваренной мечты» всплывала регулярно. Это легендарные фильмы Бориса Барнета, Георгия Александрова, Константина Юдина, Эльдара Рязанова, Киры Муратовой и других.
Экспозицию поддерживают предметы советского быта из Московского музея дизайна: советские игрушки, шапки и туфельки, флакончики вожделенной парфюмерии, телевизор КВН, бережно сохраненные банки от черной икры и даже усеянные заплатами «импортные» джинсы знаменитого фотографа и журналиста Юрия Роста.
На выставке, как и когда-то в Советском Союзе, мечта побеждает реальность, а в ее заключительной главе, посвященной 90-м, видно, как дефицит начинает сходить на нет, а мечту затмевает открывшийся рынок.
Сведения предоставлены организацией ГБУКиО г. Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.