Выставки

Выставка «Русские ситцы»

Событие завершилось

Посетители выставки получают уникальную возможность познакомиться с национальной традицией и особенностями оформления русских набивных тканей конца ХIХ–XX веков. В состав выставки вошли произведения, находящиеся в собрании уникального Музея ивановского ситца, являющегося подразделением Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина. Большая часть представленных экспонатов ранее никогда не демонстрировалась широкой публике, оставаясь в запасниках музеев, и была известна лишь небольшому кругу специалистов.

Язык текстиля универсален, понятен и близок представителю любой культуры. Ткань не просто утилитарна, ее узоры — часть национальной традиции, а искусство ее украшения является той сферой, где взаимовлияние и взаимообогащение культур Запада и Востока проявляются чрезвычайно наглядно. Это с успехом демонстрируют представленные на выставке экспонаты. Показать ткань как самостоятельный предмет искусства вне бытового контекста, дать возможность посетителям выставки оценить художественные достоинства ткани — главная задача устроителей выставки. В фокусе внимания — набивные ткани. Способ орнаментации тканей при помощи печати рисунков на ее поверхности известен издревле. Технологии меняются, в зависимости от моды меняются и рисунки, но удивительным образом старина возрождается в новом прочтении модных дизайнеров, которые постоянно обращаются к давно забытым узорам и делают их актуальными. Поэтому это путешествие в прошлое и знакомство с национальным наследием и традициями будет интересным и познавательным для современного зрителя.

Дополняют экспозицию подлинные исторические костюмы. Они символизируют широкое бытование ситцев как в городской среде, так и среди обширного сельского населения аграрной России, придерживающегося национальных традиций в одежде.

Самостоятельный раздел выставки состоит из тканей в стиле «модерн». Развитие культуры XIX века завершилось созданием нового художественного стиля. Начинался век, когда национальные художественные культуры стали явственнее приобретать интернациональный характер. Всемирная выставка, устроенная в первый год нового столетия, оказалась выставкой в стиле «модерн». Париж вывел «новый стиль» на пик моды.

У России был свой собственный путь к модерну и свои специфические формы его проявления. Становление модерна по времени (1890–1913 гг.), совпадает с развитием русской текстильной промышленности. В конце XIX — начале XX века ивановский край являлся одним из главных производителей текстильной продукции в России. Конечно, мастера текстильного рисунка старались не оставаться в стороне от современных тенденций и направлений в искусстве. Обращаясь к миру природных форм, искусству прошлого, экзотике Востока, создавали множество ранее неизвестных композиционных решений. Сложился целый мир характерных тем и мотивов, которым в творчестве было отдано абсолютное предпочтение. Типичными для модерна считались фантастические мотивы: стилизованные огромные цветы и ягоды, перья жар-птицы, растения причудливых форм в сочетании с изгибами стеблей, создающих эффект непрерывного роста, скользящего «змеиного движения». Цветовые сочетания раннего модерна, включавшие зеленовато-серые, перламутровые, сиреневато-розоватые оттенки, сохранились на тканях вплоть до начала XX века, контрастируя с локальной цветовой мощью орнаментов, появившихся позднее.

Раритетными экспонатами выставки являются ткани 1920-х — начала 1930-х годов, рисунки которых отличаются полным отказом от «старых» догм в декорировании тканей и введением новых (и стилистически, и содержательно) рисунков, являясь, по сути, смелым новаторским художественным экспериментом.

Основной темой творчества стала наглядная агитация и отображение новой пролетарской идеологии. В композиции текстильных рисунков активно включались элементы советской эмблематики. В качестве мотивов для индустриальных рисунков часто использовали отдельные части различных механизмов, шестерни, колеса, так, что они становились символами преобразований страны. На тканях появились обобщенные изображения самой передовой техники, тракторов и аэропланов. Агитационные ткани характеризуют уникальное явление в текстильной промышленности и являются раритетными даже в музейных собраниях.

Советский период принес в орнаментацию тканей свои особенности. Разнообразие композиций достигается с помощью различных пластических средств и приемов — изменяются раппорт, пропорции, ритмика, динамика, характер симметрии, что, в свою очередь, неизбежно оказывает влияние на характер и настроение орнамента.

В течение многих столетий вырабатывались приемы, которые позволили с наибольшей эффективностью раскрыть достоинства украшенного узором полотна. Одежда, изготовленная из набивных тканей, как правило, отличалась значительным объемом и свободой облегания. Народные традиции в крое одежды позволяли использовать ткани с узором, имеющим различный масштаб раппорта. Оптическое смещение цветов, разнообразные эффекты в игре цветовых пятен придают костюмам живой неповторимый характер.

На выставке представлены костюмы, выполненные ведущими художниками, работающими в этнографическом направлении, — Л.П. Архиповой, М.Г. Мизоновой, В.П. Журовой и другими.

Традиционные русские ситцы являются золотым фондом текстильного искусства, неиссякаемым источником творчества для многих поколений современных художников.

Сведения предоставлены организацией Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна