Выставки

Выставка «Русский авангард: столицы и провинция»

Событие завершилось

Выставка включает живописные и графические произведения, скульптуру,  фарфор и печатные издания первых десятилетий двадцатого века. Это была эпоха смелых художественных опытов, когда происходило разрушение устоявшихся стереотипов и шли активные поиски новых  форм,  возникали разнообразные творческие направления и группировки. Коллекция авангардного искусства Радищевского музея насчитывает более 200 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, скульптуры, книг. Она сложилась благодаря двум основным потокам поступлений: в 1920-е годы — от авторов и из Государственного музейного фонда, в 1960–1970-е годы — от наследников художников и частных коллекционеров. Наряду с работами из коллекции Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева на выставке экспонируются живописные произведения  из картинной галереи Вольского краеведческого музея.

Наиболее значительной в собрании нашего музея является подборка произведений мастеров  объединения «Бубновый валет». Группа «Бубновый валет» ведет свое начало от одноименной выставки 1910 года, в которой приняли участие молодые выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Этих художников объединяло стремление усилить декоративное начало в живописи с помощью насыщенного цвета и выразительной формы. В своих творческих поисках они опирались на достижения французской живописи эпохи постимпрессионизма, в частности — на работы Поля Сезанна, а также использовали традиции народной ярмарочной вывески. На выставке демонстрируются  картины выдающихся мастеров этого объединения — Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Роберта Фалька, Александра Куприна, Александра Лентулова, Давида Бурлюка.

Экспозиция выставки дает представление о развитии русской художественной культуры 1910-1920-х годов — от произведений художников-бубнововалетцев до смелых экспериментов мастеров беспредметного искусства. На выставке показаны произведения Ольги  Розановой, Льва Циперсона, Веры Пестель, Александры Экстер, Бориса Эндера,  оставивших  заметный след в авангардном движении своей эпохи. 

Отдельным блоком показаны творческие поиски саратовских живописцев и графиков. Из тех, кто стоял у истоков саратовского авангарда, в музейном собрании наиболее полно представлен Валентин Юстицкий. Человек необычайно одаренный и артистичный, восприимчивый ко всему новому, Юстицкий прошел через увлечение примитивизмом, кубизмом, футуризмом, конструктивизмом, иногда, практически в одно и то же время, создавал работы в совершенно разной стилистике. Еще один яркий представитель саратовского авангарда — Давид Загоскин. Судя по трем сохранившимся авангардным композициям, формально-пластические искания художника развивались от кубизма в направлении конструктивизма. Работы Музы Егоровой-Троицкой и Алексея Арапова написаны во время их учебы в мастерской Юстицкого и представляют собой не самостоятельные творческие произведения, а постановочные композиции, нацеленные на освоение приемов кубизма. Евгения Егорова интересовала бурлившая вокруг сложная и противоречивая жизнь, мир «маленького» человека со всеми заботами и нехитрыми радостями. Жанровые живописные и графические работы, в которых проявился интерес художника к социальной реальности, сохранили для нас множество характерных примет жизненного уклада двадцатых годов, порой оставшись едва ли не единственными свидетельствами «бытового поведения» самых обычных жителей Саратова.

В раздел декоративно-прикладного искусства включены образцы «агитационного фарфора» с лозунгами и революционной символикой. Первые его образцы появились осенью 1918 года. Ведущую роль в создании новой стилистики принадлежит Сергею Чехонину, который заложил основы декоративного стиля агитационного фарфора, основанного на сочетании символических изображений или эмблем и поясняющих их надписей.

Выставка «Авангард: столицы и провинция» дает возможность понять, к чему стремились идеалисты и романтики 1920-х годов, свято верившие в высокую миссию искусства и его способность сотворить новый совершенный мир. 

Сведения предоставлены организацией Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна