Выставки

Выставка Martyr

Событие завершилось
16+

2-го декабря в пространстве Агентства. Art Ru на Озерковской набережной 26 откроется групповая выставка Martyr. Проект должен развернуть сюжеты, основанные на началах христианской антропологии и философии экзистенциализма ХХ века. К тому подводит и этимологический смысл русского слова «искусство» обладает дополнительной символической нагрузкой по сравнению с латинским корнем ars: произошедшее от «искуса», сопряженное с опытом, испытанием, оно предполагает как соблазн, так и преодоление его (возможно, мучительное — то есть мученическое).

Место художника в плеяде мучеников и его страдания становится более очевидным, если для понимания его мы обращаемся к религиозному экзистенциализму, положения которого наиболее полно сформулировал в своей теории французский философ Габриэль Марсель. «В пограничной ситуации я признаю мое страдание как нечто единое со мной самим. Я не пытаюсь скрыть его от себя каким-то неуклюжим образом. Я живу в своеобразном состоянии напряжения между волей сказать «да» моему страданию и бессилием его произнести с полной искренностью», — писал философ. В представлении Марселя, страдание и абсолютное счастье в равной степени угрожают подлинному человеческому существу, являются разрушительными для его истинной природы. Применительно к творчеству здесь стоило бы вспомнить заключительный пассаж из романа «Тошнота» еще одного великого представителя экзистенциализма — Жан-Поля Сартра, который устами своего персонажа приходит к выводу, что лишь творчество отчасти спасает человека от страдания и, более того, от «греха существования»…

Акт произведения искусства переносит художника в пограничное состояние межбытийного существования: на грани между осязаемой реальностью посюстороннего, принадлежащего всему человечеству, и не существующей до этого момента новой реальностью творчества. Аналогия с телесностью заставляет нас мыслить художника как некоего прометея, выкармливающего собственной плотью окружающую его действительность. Избыточность этой плоти (творческого импульса) и избавление от неё — в равной степени изнуряющи и неизбежны. Только бесконечно истончая собственное существо, художник и способен состояться в качестве воплощения своей изначальной природы. Творчество как источник самых сильных переживаний, на которые вообще способен человек одновременно становится и источником подлинной свободы. Резюме проекта могла бы стать ремарка Франца Кафки: «творчество для художника — страдание, посредством которого он освобождает себя для нового страдания».

Сведения предоставлены организацией Агентство. Art Ru и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна