Войти Версия для слабовидящих
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

0+

Выставка «Река Конго. Искусство Центральной Африки»

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.
 
с 17 мая до 4 сентября Все расписание

В 2011 году в Отделе личных коллекций прошла выставка «Искусство тропической Африки из коллекции М. Л. и Л. М. Звягиных». Нынешняя выставка «Река Конго. Искусство Центральной Африки», подготовленная парижским музеем на набережной Бранли, более подробно рассказывает о культуре народов, населяющих территории шести стран: южной части Камеруна, Экваториальной Гвинеи, Габона, Республики Конго, Демократической Республики Конго, а также части Анголы. Эти народы, живущие в бассейнах рек Конго и Огове, относятся к языковой группе банту. Но объединяет их не только язык. Их традиционное искусство также представляет собой уникальную систему, все элементы которой взаимосвязаны.

Куратор выставки Франсуа Нейт выделил несколько ключевых элементов, которые легли в основу его прицельного изучения художественной культуры экваториальной Африки. В соответствии с этим видением и были определены основные разделы выставки.

В первом разделе представлены так называемые маски в форме сердца, созданные народами, живущими в тропических лесах Центральной Африки. Лоб, надбровные дуги и щеки лиц, изображенных на этих масках, образуют форму сердца. Этот архетип встречается в искусстве таких этнических групп как квеле, фанг (Габон), лега (восточная часть современной Демократической Республики Конго) и некоторых других. Среди привезенных экспонатов примечательны маски, обрамленные закругленными рогами. Они олицетворяют образ антилопы – животного, имеющего особое значение в культуре народности квеле, традиционно занимающейся охотой. Также здесь экспонируются маски духов-защитников народа фанг, которые называются нгон нтанг и имеют изображения лиц с двух, а в некоторых случаях и с четырех сторон.

Второй раздел выставки посвящен реликвариям и изображениям предков. Представленные произведения традиционного искусства прекрасно иллюстрируют важное значение культа предков для носителей языков группы банту, живущих в Центральной Африке. Несмотря на определенные различия в ритуалах, для многих народов этого региона характерно сохранение черепов и костей почитаемых воинов, вождей, пра-матерей и женщин, достойных особого уважения, а также создание изображений опасных предков и людей, умерших насильственной смертью, дабы предотвратить влияние их негативной энергии. Останки помещали в короба и корзины, которые охранялись специально для этого предназначенными скульптурами (эйма бьери у народности фанг или мбулу нгулу у народности кота). Некоторые народы создавали антропоморфные статуэтки, которые выполняли роль реликвариев для останков почитаемых предков и в то же время являлись их защитниками. Среди экспонатов можно увидеть небольшие статуэтки предков, созданные представителями народности бембе, которые верят в то, что эти скульптуры служат посредниками между людьми и божественными силами. Фигурки украшены резьбой, напоминающей шрамированные узоры, которыми покрывают свои тела бембе.

В третьем разделе выставки на примере произведений традиционного искусства раскрывается роль женщины в культуре сообществ, живущих на территориях субэкваториальных саванн Центральной Африки. Женские образы, созданные в этом регионе, имеют символическую связь с жизненными циклами, новолунием, временами года, сельским хозяйством и всеми формами плодородия. Изображение женщины обладает особым значением, ведь именно она, по представлениям местных жителей, соединяет землю и звездный небосвод, является связующим звеном между людьми и потусторонними силами, а также духами самых почитаемых предков. Особое внимание привлекают маски окуйи, созданные мастерами народности пуну. Впервые появившись в Европе, они получили название «японских», благодаря сходству с масками театра Но. Использование таких масок, как ритуального изображения духа прекрасной молодой девушки, было характерно не только для пуну, но и для некоторых других народностей этого региона.

Расписание

  • Вторник: c 11:00 до 20:00
  • Среда: c 11:00 до 20:00
  • Четверг: c 11:00 до 21:00
  • Пятница: c 11:00 до 21:00
  • Суббота: c 11:00 до 20:00
  • Воскресенье: c 11:00 до 20:00
  • ...

Цена

400 руб.

Контакты

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.
Москва, ул. Волхонка, 14
Событие выгружено автоматически. Портал «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал.
Читать подробнее
Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть