Выставки

Выставка «Становление стиля модерн в русском искусстве»

Событие завершилось

«Стиль модерн — особый среди стилей», — писал некогда немецкий искусствовед Д. Штернбергер. И дело не только в том, что модерн был как стиль «желаемым, вожделенным, наконец — изобретенным». «Он должен был и хотел быть или стать, — по словам все того же Штернбергера, — стилем без образца, без примера, совсем новым, самостоятельным, современным стилем».

Но будучи сочиненным, сознательно созданным, стиль модерн (Ар Нуво, югендштиль) имел великое множество «авторов». Естественно, в результате возникло нечто крайне разнообразное, внутренне противоречивое, трудно сводимое к единому знаменателю. До сих пор идут споры об истоках и временных границах русского модерна, о том, каков круг его ведущих мастеров. И это притом, что проблемы эти издавна находятся в самом эпицентре искусствоведческой мысли.

В свое время академик Д.В. Сарабьянов, немало сил отдавший изучению модерна, в приватных беседах и лекциях своих, размышляя о предшественниках и создателях этого стиля, не раз упоминал имя В.М. Васнецова (1848-1926). Васнецов, поныне почитающийся мастером реалистической живописи, не только открыл для русской живописи новые смысловые пласты, создав интереснейшие образцы художественного повествования: сказочные и былинные образы.

Великим предтечей русского модерна был, несомненно, и И.Е. Репин (1844-1930). Принято считать, что уже на рубеже XIX-XX веков творчество его переживает кризис, оказывается на спаде. И это, конечно, так, но лишь в определенной мере. Именно в кругу учеников Репина, ставшего в пору всероссийской славы своей профессором Академии художеств, формируются крупнейшие фигуры русского модерна. Учениками Репина были и К.А. Сомов (1869-1939), Ф.А. Малявин (1869-1940), Б.М. Кустодиев (1878-1927), И.И. Бродский (1883/1884-1939). Именно Сомов стал ведущим мастером объединения мастеров ретроспективного модерна — «Мира искусства».

В работах всех этих мастеров стиль модерн являет себя чрезвычайно разнообразно. Свойственные ему черты переплетаются со стилевыми чертами неоромантизма (Врубель), неореализма (Сомов, Поленова, Малявин и Ульянов), символизма (Рерих), импрессионизма (Коровин). А вместе с тем модерн порой непосредственно преобразуется в модернизм. Замечательный пример тому — творчество Г.Б. Якулова (1884-1928), органично соединяющее в себе свойства и модерна, и вполне зрелого уже русского авангарда.

Сведения предоставлены организацией ГБУК КО Калужский музей изобразительных искусств и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна