Войти Версия для слабовидящих

Классицизм

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль в европейской культуре XVII–XIX веков, эстетическим идеалом которого является искусство Античности — Древней Греции и Рима. В основе архитектуры классицизма лежит система античных ордеров (от лат. ordo — строй, порядок), означающих определенные пропорциональные соотношения несомых и несущих частей конструкции зданий. В античной архитектуре это были колонны и лежащие на них перекрытия — антаблемент, составлявшие основу греческих храмов. Три ордера Древней Греции получили названия по областям их распространения: дорический, ионический и коринфский, и различались пропорциональным строем и композицией отдельных элементов, особенно капителей колонн. Римская архитектура к трем греческим ордерам прибавила два — тосканский и композитный, близкие по пропорциям и деталям к дорическому и коринфскому.

Эпоха Возрождения (XIV–XVI века) также опиралась на античное наследие: этот период стал следующим этапом развития теории ордера. К творчеству итальянских зодчих, блистательно интерпретировавших древние архитектурные образцы, впоследствии часто обращались архитекторы западноевропейского и русского классицизма.

Родиной европейского классицизма была Франция XVII века. К началу XVIII столетия именно во Франции классицизм превращается в строгую и законченную систему. Во многом этому способствовала философия эпохи Просвещения, призывавшая к силе разума, возврату к природе и естественному человеку. Воплощение торжества разумного начала, образцового порядка, возвышенной и гармоничной ясности духа классицисты видели в искусстве Античности. В становлении европейского классицизма огромное значение имели раскопки в Помпеях и Геркулануме — городах Римской империи, погибших при извержении Везувия в 71 году. Эти археологические работы, начатые в 1748 году, возобновили интерес к изучению памятников античного искусства.
С 60-х годов XVIII века русские архитекторы, следуя европейским образцам, отдают предпочтение благородной простоте построек классицизма. Этому немало способствовали личные вкусы императрицы Екатерины II, ее увлечение французской философией и страсть к решительным государственным реформам. Екатерина осознавала способность архитектуры языком монументальных форм олицетворять благополучие и мощь государства: время ее правления (1762–1796) для архитектуры России стало одним из самых интенсивных по размаху строительства.

В истории русской архитектуры выделяют три этапа развития классицизма: ранний (1760–1780-е), строгий, или зрелый, (1780–1800-е), и поздний, или ампир, (1800–1830-е). Размах строительства и высокие художественные качества русской школы классицизма определили ей одно из первых мест в Европе.

Классицизм в России получил своеобразную выразительность, что обусловливалось и самобытностью архитектурного наследия, и реалиями жизни страны (экономическими, социальными, политическими), и, несомненно, творческим потенциалом и яркой индивидуальностью нескольких поколений выдающихся зодчих. Градостроительный размах, связанный с основанием большого числа новых городов и регулярной перепланировкой старых, предопределил создание к концу XVIII века более 300 планов больших и малых городов по всей империи.

Городское строительство обусловило создание большого количества новых типов сооружений — казенных и частных. Учебные заведения, банки, гостиные дворы, биржи, присутственные места, больницы, казармы и рядовые жилые дома строились чаще всего с использованием образцовых (типовых) проектов.

Эпоха классицизма стала золотым веком усадебного строительства. Освобожденное от обязательной государственной службы русское дворянство создавало новые и перестраивало старые поместья в соответствии с художественными и эстетическими принципами классической архитектуры и пейзажного садово-паркового искусства.

В XVIII — начале XIX века произошли существенные изменения и в технике строительства. Росло количество кирпичных заводов, была введена единообразная мера кирпича, для несущих конструкций распространилось применение железа и чугуна. В каменных постройках теперь создавали большие купольные перекрытия, в деревянных — использовали стропила с подвесными сводами.

В оформлении интерьеров зданий русского классицизма часто использовали искусственный мрамор и гипсовую лепнину, имитирующие природные материалы.
Архитектура Москвы периода раннего и строгого классицизма, 1760–1812 годы | Архитектура Петербурга периода раннего и строгого классицизма, 1760–1780-е годы | Архитектура Петербурга периода ампира, 1800–1830-е годы | Архитектура Москвы периода ампира, 1812–1840 годы
Казанский собор

Санкт-Петербург

Дворцовая площадь

Санкт-Петербург

Исаакиевский собор

Санкт-Петербург

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть