Эпоха в фильме «Цирк»
Один из самых известных фильмов советского кино — «Цирк» стал зеркалом времени, в котором был создан. Сам выбор сюжета может рассказать многое о положении культуры в 1930-х: из всех популярных видов искусства цирк оставался относительно независимым, тогда как в стране устанавливалось культурное единообразие и шла своеобразная унификация массовых зрелищ. Именно тема цирка подарила Александрову право на создание собственного художественного мира картины. В незамысловатую историю режиссер вложил многое из того, чем жил СССР в конце десятилетия.
Орлы на башнях Кремля
В «Цирке» на башнях Кремля красуются имперские двуглавые орлы, которых к тому времени просто не успели заменить на революционные звезды. Александров оказался одним из последних режиссеров, в чьем фильме можно их увидеть, но также одним из первых, кто показал на экране новый, уже советский вариант украшения башен. В том, когда и какая символика появляется в кадре, можно угадать целую историю изменений, прошедших в Кремле в 30-х годах, а также разгадать, в какой момент создан тот или иной эпизод фильма.
Из окон гостиницы, в которой живет Марион Диксон, видна Спасская башня. В панораме, с которой начинается «Песня о Родине» в исполнении Мартынова и Диксон, мы видим на ее вершине двуглавого орла. Однако именно Спасская станет первой из кремлевских башен, на которой старая символика будет заменена новой. Это случится 24 октября 1935 года. Следовательно, сцена «Песни о Родине» снималась не позже осени 1935-го.
Звезды же у Александрова появляются как предвестницы будущих перемен в декорациях парада к Первому мая, их хорошо видно в сцене, где Мэрион плачет после объяснения с Кнейшицем. Перемены грядут и в жизни самой героини.
![Кадр из музыкального художественного фильма Григория Александрова и Исидора Симкова «Цирк» (1936)](https://cdn.culture.ru/images/90e7ae54-19c2-5736-9bba-7cd6b53c8200/t_average/7-jpg.png)
![Кадр из музыкального художественного фильма Григория Александрова и Исидора Симкова «Цирк» (1936)](https://cdn.culture.ru/images/c3795686-d479-55bc-98fc-7750bf4ad581/t_average/6-jpg.png)
Советская мода
Григорий Александров создавал образ иностранки и старался сделать это не только с помощью акцента, но и с помощью одежды. Героиня Любови Орловой у Григория Александрова сформировалась под впечатлением от образа Марлен Дитрих. В «Цирке» Александров не раз цитирует фильмы с ее участием, взять хотя бы сцену, где Марион снимает парик и превращается в блондинку — прямая цитата «Голубого ангела», в котором главную роль сыграла Дитрих. Однако специалисты видят и другие прототипы для образа Марион Диксон, например звезду комедийного немого кино Мэрион Дэвис.
![Любовь Орлова в роли Марион Диксон в музыкальном художественном фильме Григория Александрова и Исидора Симкова «Цирк» (1936)](https://cdn.culture.ru/images/ad5fc574-2487-5f79-9c58-79447a1f5ea7/t_average/9-jpg.png)
![Любовь Орлова в роли Марион Диксон в музыкальном художественном фильме Григория Александрова и Исидора Симкова «Цирк» (1936)](https://cdn.culture.ru/images/24668d85-8451-5431-8641-06978ab4e149/t_average/10-jpg.png)
«Образ Марион Диксон, при всех искренних попытках изобразить экзотическую американку, не сказать чтобы сильно выпадал из общего контекста советской моды. Платье, в котором она сидит на рояле, соответствует европейской моде, но в то же самое время оно типично «советское», примером чему прилагаемые иллюстрации из журналов мод. Длинное платье в сцене коленопреклонения — уже скорее попытка создать образ «загадочной иностранки-звезды» за счет ношения такого платья дома, поскольку даже если советская женщина и была бы обладательницей такого платья (она могла даже сшить его сама), то скорее использовала бы его как нарядное, а не как домашнее. Впрочем, то же самое касается и рядовой европейки или американки — если только они не были кинозвездами или представительницами высших социальных слоев, их домашний наряд был значительно скромнее. Белый жакет в комплекте с платьем с рюшами на лифе и элегантной шляпкой вполне соответствуют рекомендациям и западных, и советских модных журналов того периода, ничего «особо отличающегося» в них нет. Более того, в этих сценах вязаные перчатки на руках Любови Орловой — откровенно советские, точно такие же есть в моей личной коллекции. Комплект из юбки с блузкой полностью соответствует тенденциям тогдашней моды, хотя он скорее «советский повседневный», нежели «западный».
Мэган Виртанен, историк моды, преподаватель СПбГУ
![](https://cdn.culture.ru/c/407638.average.jpg)
![](https://cdn.culture.ru/c/407642.average.jpg)
![](https://cdn.culture.ru/c/407646.average.jpg)
![](https://cdn.culture.ru/c/407648.average.jpg)
А вот что действительно было нетипичным для СССР, так это обтягивающее трико, в котором не могла появиться ни одна советская актриса 30-х. Героине Орловой вольность позволялась благодаря образу беженки из загнивающего буржуазного Запада. Сцена, где Марион Диксон танцует на пушке является, пожалуй, одной из самых эротичных сцен советского кинематографа 30-х.
Куда скромнее выглядит другая героиня фильма — Раечка, советская девушка, тоже, впрочем, одевающаяся не без шика.
Читайте также:
«На Райке типичные вещи городской девушки, стремящейся быть модной и имеющей некоторые средства. Нужно помнить, что многие женщины пользовались услугами частных портних, это было недорого и общепринято. Еще большее количество женщин шили самостоятельно. Советский Союз тридцатых сильно отставал от Запада по количеству и качеству выпускаемой готовой одежды, но ткани были доступны, выкройки модных платьев публиковались даже в журнале «Работница», а минимальные навыки шитья считались само собой разумеющимися. Более того, Райка — москвичка, да и работает не на заводе — так что ее наряды можно считать вполне типичными».
Мэган Виртанен, историк моды, преподаватель СПбГУ
![](https://cdn.culture.ru/c/407630.average.jpg)
![](https://cdn.culture.ru/c/407631.average.jpg)
Молодежные организации
О моде и стиле жизни 1930-х говорят не только женские образы, но и внешний вид главного героя. Благородный и смелый Иван Мартынов, высокий блондин с голубыми глазами, в момент своего первого появления на экране одет в полувоенный костюм.
Если внимательно присмотреться к знакам отличия на груди Мартынова, то можно угадать и значок «Ворошиловский стрелок» (своим умением стрелять Иван хвастается в первые минуты появления в кадре), и значок парашютного клуба. К слову, воздушная символика в фильме встречается на каждом шагу, что отражает мечты ровесников героя.
«Советские летчики соревновались с иностранными пилотами в попытках покорить «стратосферу» — термин, не сходивший со страниц газет: «Планеры летят в стратосферу», «Рейс в стратосферу». Александров также назвал советский цирковой номер «Полетом в стратосферу»; в номере на пандусе девушки одеты в майки, украшенные изображениями самолетов; в другой сцене их руки изображают лопасти пропеллера. После своего полета Орлова спускается на землю на парашюте, и миниатюрные парашюты составляют слово «Конец» в финале фильма.
Римгайла Салис. «Нам уже не до смеха»: музыкальные кинокомедии Григория Александрова»
Вполне возможно, Мартынов было членом оборонной организации ОСОАВИАХИМ, появившейся в 1927 году и объединявшей советскую молодежь. Именно авиахимовцы открывали первую общественную школу для летчиков, создавали мотоклубы и клубы парашютистов, а в 1934 году благодаря членам организации было утверждено положение о звании «Ворошиловский стрелок».
Что касается одежды Ивана, то вспомним, что 30-х годах в СССР популярным становится стиль милитари. Соответствующий костюм мы видим на персонаже Сергея Столярова. Таком образом, Александров конструирует образ идеального героя, каким его видели во второй половине десятилетия.
![](https://cdn.culture.ru/c/408186.average.jpg)
![](https://cdn.culture.ru/c/408314.average.jpg)
![](https://cdn.culture.ru/c/408315.average.jpg)
Расовое неравенство
По сюжету красавица Марион Диксон — мать чернокожего мальчугана Джима, рожденного в США. Именно за «ошибку молодости» Диксон стала изгоем среди соотечественников и попала в труппу к Кнейшицу, с которым и приехала в СССР. Цвет кожи Джима тоже несет определенную смысловую нагрузку: в конце 30-х в советской культуре активно развивалась тема прав темнокожего населения в США, одной из площадок для дискуссии (впрочем, односторонней) стал журнал «Интернациональная литература», публиковавший статьи, заметки и короткие рассказы о том, как живется афроамериканцам. Ничего хорошего, конечно, об их жизни в «Интернациональной литературе» не сказано. То ли дело в СССР, где все народы, права которых «ущемлялись» до прихода советской власти, теперь обрели право голоса.
Истории о несчастных афроамериканцах на Западе эффектно подчеркивали рассказы о жизни представителей малых народов в СССР, где с любовью и радушием примут всех, — вспомните слова директора цирка и сцену колыбельной в конце фильма.
![](https://cdn.culture.ru/c/408299.average.jpg)
![](https://cdn.culture.ru/c/408300.average.jpg)
![](https://cdn.culture.ru/c/408301.average.jpg)
Парад физкультурников
Заключительным эпизодом, в котором Марион Диксон превращается в полноправную гражданку Страны Советов, стала сцена парада физкультурников на Красной площади. Сначала нерешительно, а потом резким движением руки героиня срывает с шеи шарфик и остается в безупречно белом физкультурном костюме — символе не только ее собственной новой жизни, но и новой жизни всей страны.
Парад физкультурников, прошедший в 1935 году, впервые был проведен с участием хореографов и включением в программу профессиональных номеров. Он и стал образцом для последующих мероприятий подобного плана, а также для последнего эпизода знаменитой картины Григория Александрова.
![Кадр из музыкального художественного фильма Григория Александрова и Исидора Симкова «Цирк» (1936)](https://cdn.culture.ru/images/edc0f7e7-cc09-5b15-ab8b-444ea4ef410c/t_average/02-jpg.png)
![Кадр из музыкального художественного фильма Григория Александрова и Исидора Симкова «Цирк» (1936)](https://cdn.culture.ru/images/f0675104-b717-578c-ad49-2fe0f02cba41/t_average/01-jpg.png)
Смотрите также